Статья:

СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

Конференция: XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Шабнов С.А. СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XCVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(96). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

Шабнов Сергей Анатольевич
магистрант, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

STRATEGIES FOR IMPORT SUBSTITUTION AND RUSSIA'S TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

 

Sergey Shabnov

Master's student, Penza State University, Russia, Penza

 

Процесс импортозамещения ‑ главный бизнес-тренд в российской экономике последних нескольких лет. Его суть состоит в создании собственной базы разработок и товаров. Производство росло на протяжении 2023-2024 годов в большинстве отраслей, однако доля импорта в ВВП продолжает оставаться на уровне 19% (в период с 2011 по 2021 год она составляла 21%). К 2030 году в правительстве планируют снизить её до 17% [1].

Анализ отраслевой динамики 2025 года показывает, что на фоне продолжающегося давления санкций и ограничения доступа к зарубежным технологиям Россия активно расширяет внутреннее производство в стратегически значимых секторах экономики [6]. Ряд направлений демонстрирует выраженную положительную динамику и рассматривается как ключевые ниши для ускоренного импортозамещения.

В 2024-2025 гг. политика импортозамещения в РФ приобрела системный и межотраслевой характер, трансформировавшись из временной антикризисной меры в один из базовых векторов экономического и технологического суверенитета.

Одним из ключевых направлений стало развитие нормативной базы: в 2024 году продолжилась реализация Стратегии технологического развития РФ до 2030 года, в рамках которой были утверждены отраслевые дорожные карты по импортозамещению. Эти документы определили приоритетные технологии, целевые показатели снижения доли импорта, а также механизмы стимулирования спроса на отечественные разработки [1].

Особое внимание уделяется информационным технологиям. С 2024 года наблюдается активизация перехода государственных учреждений и крупных компаний на российские операционные системы, СУБД и офисные пакеты. Разработки компаний «Астра Групп», «Базальт», «Ред Софт» и ряда других формируют новую цифровую инфраструктуру, ориентированную на национальный рынок. К началу 2025 года доля отечественного ПО в закупках федеральных ведомств увеличилась более чем на 25 % по сравнению с 2023 годом, что стало следствием как административного регулирования, так и улучшения качества российских решений [2, 3, 9].

В электронике принятие в 2024 году федеральной программы «Компонентная база 2.0» стало важным этапом на пути к формированию независимой электронной промышленности. Уже в 2025 году, согласно отчётам Минпромторга, доля российских компонентов в продукции ряда высокотехнологичных отраслей превысила 40-45 % [4]. Цифровизация процессов импортозамещения обеспечивается за счёт функционирования платформы «Импортозамещение.РФ», где аккумулируются сведения о доступных отечественных аналогах, потребностях отраслей, ходе реализации программ. По данным на май 2025 года, в системе зарегистрировано свыше 9 тыс. отечественных решений и более 1500 предприятий [3].

Таким образом, мероприятия 2024-2025 гг. способствуют трансформации импортозамещения в стратегическую долгосрочную политику. В ряде отраслей уже наблюдается устойчивое снижение доли импорта, расширение экспортных позиций, что демонстрирует график, представленный на рисунке.

 

Рисунок. Динамика роста локализации в отраслях экономики России (2021-2025 гг.)

 

Ключевыми факторами успеха в стратегических отраслях становятся наличие уникальных российских ресурсов, потенциал масштабирования производства, логистическая близость к потребителю и ориентация на высокотехнологичные ниши. По совокупности этих признаков наибольший потенциал импортозамещения в 2025 году отмечается в таких сферах, как нефтегазохимия, продукты питания, строительные материалы, ИТ, а также сервисные отрасли и уникальные производства (например, инертные газы и высокоточные станки).

Таблица 1.

Анализ импортозамещения в ключевых отраслях экономики РФ (2024-2025 гг) [1]

Отрасль

Процессы / Тенденции

Оценка текущего результата

Уровень зависимости

Сельское хозяйство

Рост самообеспеченности (зерно, масло, рыба); развитие тепличных комплексов; попытки локализации фруктов, чая

Высокий уровень импортозамещения по ключевым продуктам; проблемы в нишевых сегментах (фрукты, чай)

Низкий

ИТ и цифровые технологии

Развитие отечественного ПО и платформ; переход госорганов на российские ОС и СУБД; рост инициатив по цифровому суверенитету

Переход на ПО медленный: только 2% госорганов и 1% частных компаний перешли полностью

Высокий

Машиностроение

Стимулирование локализации; запуск новых производств; приоритет в нацпроектах

Рост производства, но доля импорта по-прежнему до 70-80 %

Критически высокий

Электроника

Рост производства ПК, приборов; локализация сборки; слабая компонентная база

Доля локализации ограничена; зависимость от иностранных микросхем сохраняется

Очень высокий

Фармацевтика

Замещение импортных лекарств; развитие отечественных БАДов и генериков; стимулирование инвестиций

Рост производства; зависимость от АФС и оборудования сохраняется

Высокий

Медтехника

Поддержка производителей, но отсутствие полной производственной цепочки

Почти полная зависимость от импорта

Критически высокий

Строительные материалы

Развитие локального производства; экспортный потенциал (кабели, вентиляция, сантехника)

72% ‑ отечественная продукция; хорошие перспективы на внешних рынках

Низкий

Строительные материалы

Развитие локального производства; экспортный потенциал (кабели, вентиляция, сантехника)

72% ‑ отечественная продукция; хорошие перспективы на внешних рынках

Низкий

Лёгкая промышленность

Рост локальных брендов и онлайн-продаж; импортозамещение мебели и текстиля

До 70% внутреннего рынка ‑ российские товары, но в модных и премиальных сегментах остаётся до 50% импорта

Средний

Авиация

Импортозамещение деталей, производство SSJ‑New и МС‑21 с российскими комплектующими; активная господдержка

Программа развёрнута, но сроки сдвигаются; критическая зависимость от импортных узлов, особенно двигателей и электроники

Критически высокий

Энергетика

Развитие собственного оборудования (ГТУ, трансформаторы); частичная замена турбин, ВИЭ-компонентов; локализация систем управления

Замещены отдельные позиции, но высокотехнологичные узлы (в том числе ВИЭ и цифровые решения) остаются импортными

Высокий

 

Далее рассмотрим отрасли, в которых процесс импортозамещения проходит наиболее тяжело. До кризиса годовой объём импорта машиностроительной продукции (включая автокомплектующие) оценивался в ~$150 млрд, тогда как внутреннее производство – лишь в ~$50 млрд [8]. Иными словами, импорт обеспечивал примерно три четверти общего объёма потребления в машиностроении. Схожая ситуация и в электронике: доля отечественных электронных компонентов в сложных изделиях крайне мала. Например, даже в сертифицированной отечественной электронике лишь 15-20% компонентов ‑ российские [2]. Аналогично, до санкций российский автопром получал до половины импорта высокотехнологичной продукции. На практике это означало, что большая часть узлов и агрегатов поставлялась извне. Сейчас  картина несколько меняется – местные заводы наращивают выпуск машин и грузовых автомобилей, но всё ещё вынуждены активно импортировать электронику, материалы и оборудование. Сравнение главных поставщиков импорта тоже наглядно показывает структуру зависимости. По оценкам банкиров, в I полугодии 2023 г. на Китай приходилось 42% российского товарного импорта, на Турцию – 13%, Белоруссию – 12%, Гонконг – 9%, Казахстан – 5% [5].

То есть подавляющий объём импортозависимых товаров (особенно машиностроительных и промышленных) сегодня обеспечивается северокитайскими и ближневосточными поставщиками. Европейские и американские позиции в импорте сократились до единичных процентов. Эта структура подтверждает: основные риски связаны с перебоями поставок из Азии (прежде всего из Китая) и политической нестабильностью стран-смежников. Таким образом, наибольшие «проблемы импортозамещения» традиционно наблюдаются в высокотехнологичных и капиталоёмких отраслях: машиностроении, электронике, авиа- и ракетостроении, медицинском оборудовании, фармацевтике, а также в лёгкой промышленности (где низкие цены и быстрая мода не стимулируют немедленный переход на дороже стоящие локальные аналоги) [7]. Дефицит правовой инициативы, финансирования и квалифицированных кадров особенно ощущается именно в этих сегментах.

Первая и главная проблема расширения импортозамешения ‑ влияние политических решений на промышленность. Основное внимание приходится уделять оборонно-промышленному комплексу, а это ожидаемо ослабляет позиции иных отраслей. Прочими проблемами являются: сложности с поиском рынка сбыта; отставание качества российской продукции от зарубежной; большой поток заказов, с которым российские производители оборудования не всегда справляются (проблема решается наращиванием производственных мощностей, но пока полностью преодолеть ее не удалось); проблема «покрытия импорта импортом» или замещение одного импорта другим (например, замещение недоступной продукции из европейских стран, поддерживающих антироссийские санкции, предложениями дружественных государств).

В заключение можно сказать, что импортозамещение в России набирает силу, но остаётся крайне неравномерным по отраслям. Серьёзные успехи отмечаются в сельском хозяйстве, продовольственной индустрии, многих потребительских сегментах и частично в машиностроении (за счёт ВПК). Вместе с тем в высокотехнологичных секторах (электроника, сложное машиностроение, авиация) и в области сложных материалов импортозависимость остаётся высокой. Основные проблемы (технологический разрыв, дефицит инвестиций и кадров, интеграционные сложности) требуют системного решения на государственном и корпоративном уровнях. Ускорение процессов импортозамещения поможет повысить устойчивость экономики к санкциям и внешним шокам.

 

Список литературы:

  1. Востребованные ниши для импортозамещения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sber.pro/publication/vostrebovannie-nishi-dlya-importozamescheniya/ (дата обращения: 26.06.2025).
  2. Госзакупки в радиоэлектронике: почему не удаётся достичь 100% локализации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russianelectronics.ru/2024-12-17-goszakup – Дата обращения: 26.06.2025.
  3. Импортозамещение 2025: итоги и планы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/importozameshchenie_2025_itogi_i_plany/preview (дата обращения: 26.06.2025).
  4. Импортозамещение vs защита рынка: ключевые выводы ПМЭФ‑2025 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://corestone.ru/news/detail/importozameshchenie-vs-zashchita-rynka-klyuchevye-vyvody-pmef-2025/ (дата обращения: 26.06.2025).
  5. Китай сохранил первое место среди поставщиков импорта в Россию [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/102110 (дата обращения: 26.06.2025).
  6. Перспективные ниши для импортозамещения в 2025 году [Электронный ресурс]. ‑ Режим доступа: https://atlanty.ru/media/perspektivnye-nishi-dlya-importozameshcheniya-v-2025-godu – (дата обращения: 26.06.2025).
  7. Российские компании снова столкнутся с проблемой импортозамещения [Электронный ресурс] ‑ Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/238067/2025-w10/1008/rossiyskie-kompanii-snova-stolknutsya-problemoy-importozamescheniya (дата обращения: 26.06.2025).
  8. Россия увеличила выпуск автомобилей на фоне нехватки импортных комплектующих [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/29/03/2023/64244ec79a7947f0891c823a. – Дата обращения: 26.06.2025.
  9. Технологический суверенитет: от импортозамещения к свободе цифрового развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.forbes.ru/2025/03/14/tehnologicheskij-suverenitet-ot-importozameshhenija-k-svobode-cifrovogo-razvitija/ (дата обращения: 26.06.2025).