Статья:

Особенности принятия решения по выбору способа проведения досуга у активной молодежи

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гозалова Е.В. Особенности принятия решения по выбору способа проведения досуга у активной молодежи // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(22). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 86-91.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности принятия решения по выбору способа проведения досуга у активной молодежи

Гозалова Екатерина Владимировна
магистрант Высшей школы печати и медиаиндустрии Политехнического Университета РФ, г. Москва

 

Features of decision-making on the choice of leisure activities among active youth

 

Ekaterina Gozalova

Undergraduate Graduate School of Press and Media Industry Polytechnic University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам досуговой части поколения миллениалов. В статье рассмотрены положительные и отрицательные моменты досуга; основные факторы, которые влияют на выбор способа проведения досуг; особенности миллениалов; а также представлены результаты исследования, которое проводилось в рамках данной статьи, и которое позволит более углубленно понять, как миллениалы готовы проводить свой досуг и выявить характерные для них черты.

Abstract. This article is devoted to the leisure part of Millennials generation. The article deals with the positive and negative aspects of leisure; the main factors that influence the choice of leisure; features of Millennials; and presents the results of the study, which was carried out within the framework of this article, and which will allow a more in-depth understanding of how Millennials are willing to spend their leisure time and identify their characteristics.

 

Ключевые слова: досуг; свободное время; положительная и отрицательная сторона досуга; влияние; деятельность; миллениалы; поколение Y; молодежь; предпочтения; активность; путешествия.

Keywords: leisure; free time; positive and negative side of leisure; influence, action; Millennials; generation Y; youth; preferences; activity; travel.

 

У людей всегда существовала потребность в выборе способа досуга, но если в Советское время молодежь делала выбор между кино и дискотекой, театром и библиотекой, то сейчас выбор значительно увеличился, увеличились и возможности.

Разберемся с понятием «досуг». На протяжении долгого времени ведутся споры, выдвигаются суждения, отличающиеся друг от друга, что же такое досуг. «Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.)» [1]. Однако связь свободного времени и досуга весьма спорна. До сих пор этот вопрос является дискуссионным и в литературе, и в жизни. Ведь свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый.

Такое выражение как «свободное время» впервые начало использоваться только в 20 вв., когда начало развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетного времени. Как раз это время являлось некоторой формой социального времени. Человек способен был в данных рамках развивать свою личность, заниматься саморазвитием, становиться на уровень выше человека, которым является в настоящее время [2].

Если разбираться с понятием слова «досуг», то здесь существует множество интерпретаций.

Досугом может называться созерцание (т. е. состояние ума и души); деятельность (деятельность, не связанная с работой, но состоящая из ценностей самореализации); свободное время (время, которое человек проводит за любым делом, но что является не обязательной частью его жизни); а может это и будет деятельность, которая сочетает в себе работу и отдых [1].

Но несмотря на множество интерпретаций слова «досуг», разделить его можно на два совершенно противоположные категории (один из которых несет положительный окрас, другой отрицательный). Разберем негативную сторону данного вопроса.

А именно, досуг, который оказывает некоторое воздействие/ давление по отношению к самому себе или обществу. Как раз такой досуг называется мнимым (асоциальным).

Это воздействие/давление проявляется в неумении занять свое время действительно важной деятельностью, что и приводит к асоциальным поступкам. Как например, любовь детей, подростков и даже взрослых к видеоиграм, в то время как книги уже начинают пылиться на полках. Или просмотр довольно глупых передач, которые не несут никакой смысловой нагрузки, но могут влиять на сознание человека.

Если же говорить про положительную сторону досуга, являющуюся деятельностью, связанной с созданием внутренней свободы и в тоже время общественно/личностно важной деятельностью, то он может зависеть от множества факторов. Такой досуг по-другому называют реальным.

Разберем факторы, которые могут влиять на выбор способа проведения досуга. Это может быть:

  • Воспитание человека
  • Само окружение
  • Уровень образования
  • Его интересы
  • Эмоциональная составляющая, внутренний мир
  • Место проживания
  • Возможности [3]

Безусловно, каждый из перечисленных факторов будет влиять на выбор способа досуга. Как например, если человек из довольно интеллигентной семьи с друзьями, у которых есть/было идентичное воспитание, скорее всего будет любить классически возвышенные способы проведения досуга: театр, музеи, выставки или просто вечера за любимой книгой. Но могут повлиять и другие факторы. Как например, если человек живет в маленьком городе, где нет театра или в целом отсутствуют возможность культурно проводить время вне дома. А возможно, и вовсе отсутствует финансовой возможности таким образом проводить свой досуг.

Не смотря на все выше перечисленные факторы, одним из наиболее важных, который закладывает фундамент/основу всему – возраст. Этапы жизни, образование, развитие – неотъемлемая часть изменения человека/личности, а значит и его способа проведения досуга.

Так как мы рассматриваем способы проведения досуга у активной молодежи, а именно у миллениалов, проанализируем в общих чертах данное поколение и определим с помощью социологического исследования их предпочтения.

«Миллениалы или Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума, поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) — это поколение родившихся после 1981 года, встретивших новое тысячелетие в юном возрасте. Они отличаются от предыдущих поколений прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. В момент появления термина Поколение Y противопоставлялось Поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению» [4]. Встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Так как миллениалы пришлись на цифровую эпоху, этот фактор повлиял на появление у них следующих особенностей:

  • У людей ограничилось живое общение (оно заменилось виртуальным);
  • Появилась зависимость от интернета и новых способов связи;
  • Появилась серьезная зависимость в создании своего образа в социальных сетях (люди стали стремиться делать видимость своей жизни в профилях интереснее);
  • Появились фантомные ощущения (например, ложные ощущение, когда приходит сообщения или кто-то звонит), нервоз;
  • Большие проблемы со здоровьем;
  • Нежелание взрослеть (поколение Питера Пэна) [5].

Однако несмотря на то, что миллениалы не желают взрослить, они очень хорошо умеют подстраиваться под современную жизнь и идти к поставленным целям, воплощая мечты в реальность.

Теперь разберёмся с выбором способа проведения досуга у данного поколения.

Для этого мы проведем социологическое исследование, чтобы оценить выбор досуговой части у активной молодежи, а также факторы, влияющие на этот выбор. Проводим экспресс-исследование в рамках одной недели, используя метод опроса. Выборка следующая: жители Москвы и МО, возраст 22-35 лет, мужчины и женщины, уже работающие и имеющие заработок средний и выше. По глубине анализа мы проводим описательное исследование, которое несет в себе цель прикладного характера для того, чтобы в дальнейшем решить возможную проблему при формировании экскурсионного проекта.

Итог:

Исследование проводилось как среди молодых людей, так и среди девушек (приблизительно 50/50).

На основе ответов можно сделать следующие выводы:

  • Миллениалы проводят свободное время дома, но при этом любят посещать новые места (46%). Тогда как пассивно и дома проводят время 23% опрошенных, а в компаниях 31%;
  • 70% опрошенных любит проводить свой отпуск в путешествии нежели дома/загородом;
  • Чаще всего отпуск/путешествие проходит активно (так ответил внушительный процент молодых людей и девушек: 92%);
  • Большинство в путешествие отправляются одни (находят компанию там или проводят время в одиночестве) – 36%, либо едут с компанией/парой сразу – 36%. С семьей путешествуют реже, но разница незаметная – 28%;
  • Среди важных факторов, которые оказывают наибольшее влияние на выбор путешествия – культура населения и ценовая политика самого путешествия;
  • 54% опрошенных самостоятельно ищут билеты, отель/жилье, остальные общаются с туроператорами;
  • 50% самостоятельно совершают экскурсии, 27% через туроператоров, 23% через экскурсионное бюро на месте;

Исходя из ответов на последний вопрос (способы поиска экскурсий), респондентам были заданы по одному открытому вопросу, чтобы разобраться с причинами того или иного выбора.

Респондентам, ответившим А и Б на вопрос «Каким способом выбираете экскурсии?» (они выбрали туроператоров и экскурсионное бюро на месте), был задан следующий вопрос: «Хотели бы вы больше выбора экскурсионных программ с индивидуальным подходом?» - 83% опрошенных ответила «да, хотели бы».

Респондентам, ответившим В на вопрос «Каким способом выбираете экскурсии?» (они выбрали самостоятельное совершение покупок), был задан следующий вопрос: «Почему вы самостоятельно совершаете поиск и покупку?»

В результате были получены следующие ответы:

"Люблю самостоятельно все делать"

"Мне нравится самому всё контролировать"

"Мне нравится возможность индивидуального подхода"

"Зачастую это дешевле"

"Предпочитаю сама на себя надеяться"

"Можно больше времени потратить на понравившееся место и уйти в любой момент"

На основании полученных результатов и уже заложенных качеств поколения миллениалов, можно сделать вывод, что данное поколение довольно прогрессивное и самостоятельное. Одну из важных ролей в их жизни играет финансовая сторона.

Они предпочитают делать всё сами и не надеяться на кого-то. Они открыты к новому.

Они активны и любят путешествовать. Всегда идут в ногу со временем и достигают своих целей/реализуют свои желания. Однако самостоятельность их весьма спорна, ведь цифровое поколение еще и зародило в людях лень.

На данный момент оно проявляется почти во всех сферах жизни. Небольшая процентная разница между респондентами, которые предпочитают поиск отеля/жилья и самих экскурсий переложить на кого-то, но хотят иметь некоторую вариативность и индивидуальность в выборе и респондентами, которые готовы сами всё сделать под себя, только чтобы путешествие запомнилось на долгие годы.

 

Список литературы:
1. Портал Studwood.ru // Досуг: основные понятия, виды, сущность и функции. Понятие «Досуг» URL: https://studwood.ru/2413906/sotsiologiya/ dosug_osnovnye_ponyatiya_vidy_suschnost_funktsii (Дата обращения: 16.12.2018).
2. Портал Студопедия // Теоретические концепции свободного времени URL: https://studopedia.ru/7_73269_teoreticheskie-kontseptsii-svobodnogo-vremeni.html (Дата обращения: 17.12.2018).
3. Портал Студопедия // Досуг как сфера социально-культурной деятельности URL: https://studopedia.ru/17_8751_dosug-kak-sfera-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti.html (Дата обращения: 17.12.2018).
4. Энциклопедия Википедия // Поколение Y URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_Y (Дата обращения: 18.12.2018).
5. Блог Алены Краевой // Поколение Y или Миллениалы – это кто? Почему за миллениалами будущее? URL: http://alenakraeva.com/new-digital-world/ pokolenie-y-ili-millenialy-eto-kto/ (Дата обращения: 18.12.2018).
6. Портал Проза.ру // Миллениалы или Поколение Игрек - кто они? МЫ! URL: https://www.proza.ru/2018/02/14/1396 (Дата обращения: 17.12.2018).
7. Национальная энциклопедическая служба России URL: http://didacts.ru/ about.html (Дата обращения: 16.12.2018).