Статья:

ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономическая безопасность

Выходные данные
Атамуратова Н.Б. ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 2(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Атамуратова Нурзада Байрамовна
докторант Каракалпакского Государственного Университета имени Бердаха, Узбекистан, г. Нукус

 

THE SIGNIFICANCE OF INFORMATION SERVICES IN THE TRANSITION TO A DIGITAL ECONOMY.

 

Nurzada Atamuratova

Doctoral student of the Karakalpak State Berdakh University, Uzbekistan, Nukus

 

Аннотация. В статье рассмотрено сравнение цифровой и традиционной экономики. Проведен SWOT- анализ, определены сильные и слабые стороны цифровой экономики, а также возможности и её угрозы. Проанализировано опыты других стран, и в том числе Республики Узбекистан.

Abstract. The article considers a comparison of the digital and traditional economy. A SWOT analysis was carried out, the strengths and weaknesses of the digital economy, as well as opportunities and threats, were identified. Analyzed the experience of other countries, including the Republic of Uzbekistan.

 

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровые технологий; цифровизация; цифровая революция; технологии.

Keywords: digital economy; digital technologies; digitalization; digital revolution; technologies.

 

В последние десятилетия в мировой экономике наблюдается цифровая трансформация, которая вызывает существенные изменения во всех сферах жизни. Мир переживает в настоящее время цифровую революцию, которая влечет за собой существенные последствия как для мировой экономики в целом, так и для отдельных стран. Цифровая экономика получила развитие в первую очередь в индустриально развитых странах.  Кроме того, цифровая экономика стимулирует активность бизнеса за счет снижения транзакционных издержек и асимметрии информации, наблюдаемой в некоторых сферах, например, на финансовых рынках. Поэтому цифровая революция является слишком значимой для любой страны, чтобы ею пренебречь [7]. 

Долгие годы экономика рассматривалась под традиционным углом, где существовали устоявшиеся модели межличностных взаимоотношений и процедур. Цифровая экономика более эффективна, чем традиционная, с точки зрения производительности труда и возможных издержек на единицу производства. Смена технологического уклада, переход к новой модели экономики в том или ином виде происходит во всем мире. Это хороший шанс сделать рывок в развитии, разработав и применив новейшие технологии: сейчас все находятся на более или менее одинаковых стартовых позициях. В традиционной экономике совершить такой прорыв, видимо, уже не выйдет. А для интенсивного развития цифровой сферы нужны и специалисты, и технологии, и даже средства.

Традиционная экономика характерна для слаборазвитых стран. В них вся хозяйственная жизнь строится вокруг сельского хозяйства и земледелия. Капитал и богатства находят в руках тех, кто владеет землей. В современном мире в некоторых странах присутствует до сих пор общинный уклад. Технологии плохо развиты. Производство является преимущественно мелкотоварным, основанным на частной собственности [8].

Большое значение для понимания перспектив цифровой и традиционной экономики имеет SWOT-анализ. Технология SWOT-анализа заключается в характеристике: внутренней среды (с выделением сильных и слабых сторон); внешней среды (с выделением возможностей и угроз) (таблица 1).

Таблица 1.

SWOT-анализ цифровой экономики

Сильные стороны

Слабые стороны

– возможность дистанционной работы;

– доступный и свободный рынок;

 – упрощение платежей;

– любая отрасль экономики доступна в данной сфере;

 – уровень производительности выше имеющегося;

 – сокращение себестоимости;

– может быть полностью исключён бумажный документооборот и введён электронный

– отсутствие четкого направления стратегического развития;

– высокие издержки по сравнению с конкурентами;

– недостаточный ассортимент;

 – слабый приток новых клиентов

Угрозы

Возможности

– угроза появления новых конкурентов;

– рост продаж товаров-заменителей; – замедление роста рынка;

– действия хакеров;

 – универсализация экономики.

– расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей;

– использование собственных разработок и ноу-хау;

 – возможность распространения на новые географические рынки.

 

Быстрый темп проникновения цифровых технологий во все сферы жизни современного общества влечет за собой изменение привычных моделей экономического и социального уклада государств. На волне этой тенденции ведущие страны мира, чтобы удержать лидерство, делают ставку на цифровизацию экономики. Составлен ежегодный отчет Global Digital Economy Competitiveness Development Report (2019) от экспертов Шанхайской академии социальных наук, где назвали самые конкурентоспособные цифровые экономики мира, это США, Сингапур, Китай, Великобритания, Финляндия, Южная Корея, Япония, Нидерланды, Австралия и Германия [9].          

Страны, которые запаздывают с созданием цифровых технологий, рискуют остаться на обочине мировой цивилизации. Если рассмотреть опыт зарубежных стран, то в течение последних несколько лет Китай систематически шел к пальме первенства в диджитал-среде, но КНР опередила США и заняла лидерские позиции. Традиционно США является лидером в IT – индустрии, а в настоящее время и в продвижении цифровизации экономики. США и КНР являются мировыми лидерами в развитии цифровой экономики, глобальное цифровое богатство в значительной степени сосредоточено на коммерческих платформах этих двух стран. Но Китайский рынок электронной коммерции считается крупнейшим в мире, его объем составляет более 40% от общей суммы электронных сделок в мире, при этом 10 лет назад его объем не превышал и 1%. По оценкам, объем сделок электронной торговли Китая превышает суммарный объем Великобритании, США, Японии, Франции и Германии вместе взятых. Объем мобильных транзакций с участием третьей стороны для личного потребления в Китае равен 11 объемам соответствующих транзакций в США [2]. Масштаб цифровой экономики США и Китая имеет беспрецедентный характер. Доля соответствующих секторов в ВВП обеих стран в 1,5–2 раза выше среднемировых значений.

Если смотреть развитие цифровой экономики на примере России, то следует отметить , что ей тоже важно не отставать от своих конкурентов в решении вопроса стратегической важности – развития цифровой экономики, ведь именно он определяет ее конкурентоспособность на мировой арене. В России в настоящее время реализуется программа развития цифровой экономики, определяющая основные направления государственной политики Российской Федерации по формированию цифровой экономики, в целях соблюдения национальных интересов и реализации национальных приоритетов. С этой целью в 2017 г. была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 гг.[3], а также Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Оба документа определяют цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для достижения эффекта «российского экономического чуда», создания экономики нового типа, адекватной реалиям и вызовам современной цифровой эпохи. К базовым направлениям Программы отнесены: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность, к прикладным – государственное управление, «умный город» и здравоохранение [4].

Такую же тенденцию развития цифровой экономики можно наблюдать в Казахстане, на сегодняшний день Республика является одним из наиболее значимых как в политическом, так и в экономическом плане государств на постсоветском пространстве. В Казахстане в 2017 году была принята госпрограмма «Цифровой Казахстан», цель которой — ускорение темпов развития экономики страны и диверсификация, а также улучшение качества жизни населения за счёт использования цифровых технологий. Для Казахстана эпоха «нефтяного изобилия» подходит к концу, в стране цифровизацией будут охвачены базовые отрасли экономики, как агропромышленный комплекс (АПК), горнодобывающая промышленность, транспорт и логистика, этой идеей цифровой трансформации в настоящее время охвачен весь мир и это является реальным способом выйти из «воронки» сырьевой экономики [6].

Итак, цифровизация экономики страны приведёт к увеличению производительности, а следовательно, и конкурентоспособности рынка. Поэтому формирование и развитие цифровой экономики и в Республике Узбекистан даст возможность для большого рывка в росте производительности труда. В связи с этим Ш.Мирзиёев объявил 2020 год – годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Принята стратегия «Цифровой Узбекистан - 2030» и подписан Указ Президента «Об утверждении Стратегии и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. Цель принятия документа - успешный переход на цифровую экономику с учетом современных реалий. Ведь сегодня доля цифровой экономики в ВВП в стране составляет 2,2 процента. Реализация Стратегии обеспечит предоставление качественных цифровых услуг населению, снижение коррупции, повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений, модернизацию системы высшего и среднего образования для обеспечения конкурентоспособности граждан не только внутри страны, но и на региональном и глобальном рынках труда [5].

Ключевым фактором успеха в цифровой экономике становятся новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества. Процессы формирования глобального цифрового пространства является важной сферой международного сотрудничества. В условиях различных цифровых юрисдикций чрезвычайно важен диалог стран для поступательного развития экономик и урегулирования важных разногласий в области цифровой экономики. Стоит отметить, что в настоящее время стратегии большинства стран в развитии цифровой экономики представляют собой совместное регулирование подходов к цифровой экономике. Выбор подхода зависит от особенностей экономического развития страны, характера политического режима, социокультурных факторов, стратегических целей и задач.

 

Список литературы:
1. Национальная Программа Цифровая экономика Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 15.07.2019).
2. Скаковский Л.Р. Зарубежный опыт в сфере создания современной цифровой экономики: выводы и уроки для Казахстана. ISCA – International Science complex Astana. http://isca.kz/ru/analytics-ru/2327#_ftnref12
3. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 15.07.2019).
4. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://imi.hse.ru/pr2017_1 (дата обращения: 15.07.2019).
5. Ш.Рахманов к.ю.н. доц., Центра повышения квалификации юристов при МинЮст РУзб., Ф.Хамдамова PhD ТГЮУ ««Цифровой Узбекистан -2030»: основные положения и перспективы реализации». [Электронный ресурс]. URL: https://yuz.uz/ru/news/tsifrovoy-uzbekistan-2030-osnovne-polojeniya-i-perspektiv-realizatsii
6. http://ranking.kz/ru/a/reviews/cifrovizaciya-ekonomiki-respubliki-kazahstan-2019
7. https://globalcentre.hse.ru/nletter10.7
8. https://spravochnick.ru/ekonomika/komandnaya_i_tradicionnaya_ekonomika/plyusy_i_minusy_tradicionnoy_ekonomiki/ .
9. https://nangs.org/news/it/top-10-samyh-konkurentosposobnyh-tsifrovyh-ekonomik-mira