Статья:

Достижения системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Самозванцева Н.В., Украинец Е.П. Достижения системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 27-30.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Достижения системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе

Самозванцева Наталья Владимировна
студент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск
Украинец Елена Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Образование, как ключевой фактор развития экономики в 21 веке включено в приоритетные национальные цели и стратегические задачи развития нашей страны на период до 2024 года, которые изложены в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года.

Поставлены новые задачи, направленные на модернизацию российского образования, результатом которых станет достижение современного качества образования, соответствующего запросам общества и социально-экономическим условиям.

Правовыми основами политики в области образования являются Конституция, законы и другие нормативно-правовые акты, общепринятые нормы и принципы международного права. Государственная политика, базируется на определенных принципах: гуманистический характер образования, свободное развитие личности, трудолюбия, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к родине, природе, семье          [1, c.24].

Образование в Российской Федерации, исходя из государственной политики в системе образования, общедоступно. Образование носит светский характер. Государство провозглашает свободу и плюрализм в образовании. Область образования в Российской Федерации признается приоритетной.

Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая:

1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»;

3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»;

4) «Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы»;

5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.)»;

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти Российской Федерации. Конкретные механизмы достижения поставленных стратегических целей предусматриваются Программой.

Региональная и муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей. И тем более это важно сейчас, в начале третьего тысячелетия, когда с развитием образования все в большей степени связывают духовный прогресс человечества и подготовку людей к жизни в стремительно меняющемся мире.

По мере роста значения человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.

В нашей стране право на образование неизменно закреплялось на конституционном уровне.

Основные цели и задачи государственной политики в сфере образования Ямало-Ненецкого автономного округа отражены в государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» (далее – государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года №1132-П (далее – автономный округ) [4, c.5].

Государственная программа направлена на обеспечение развития образовательного потенциала населения и совершенствование системы образования в соответствии с социальным спросом граждан, общества и рынка труда на качественное образование.

В 2019 году в рамках государственной программы осуществлялась реализация пяти подпрограмм:

- подпрограмма 1 «Содействие развитию дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования»;

- подпрограмма 2 «Обеспечение мер социальной поддержки в сфере образования»;

- подпрограмма 3 «Модернизация системы образования»;

- подпрограмма 4 «Обеспечение реализации Государственной программы»;

- подпрограмма 7 «Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» (далее-подпрограммы (ы)).

Региональные проекты национального проекта «Образование»: «Современная школа (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Успех каждого ребенка (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Поддержка семей, имеющих детей (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Цифровая образовательная среда (Ямало-Ненецкий автономный округ)», «Молодые профессионалы (Ямало- Ненецкий автономный округ)», «Учитель будущего (Ямало-Ненецкий автономный округ)» разработаны и утверждены Правительством Ямала-Ненецкого автономного округа, интегрированы в виде отдельных мероприятий с государственной программой.

В структуре государственной программы предусмотрена реализация 22 основных мероприятий, направленных на достижение 18 показателей: 4 показателя эффективности реализации государственной программы и 14 показателей эффективности реализации мероприятий подпрограмм.

В результате планомерной работы достигнуты следующие основные показатели результативности государственной программы.

Ямало-Ненецкий автономный округ занял первое место в рейтинге лучших регионов страны по интегральному индексу инфраструктуры образования.

В рамках исследования, которое ежегодно проводит НИУ «Высшая школа экономики» и Корпорация «Российский учебник», оценивается качество инфраструктуры четырёх уровней образования: дошкольного, общего (школьного), среднего профессионального и дополнительного.

По всем показателям, несмотря на объективные сложности с транспортной инфраструктурой и суровыми климатическими условиями, наш регион уверенно закрепился в первой десятке отличников, а по итогам – занял первое место. Регионы с близкими значениями индекса – Санкт-Петербург, Мурманская, Тюменская и Московская области.

Степень достижения целевого показателя «Уровень образования», установленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года № 193 за 2019 год составила 100,9% при плановом значении 100%.

Развитие системы образования на Ямале осуществлялось по актуальным направлениям, ориентированным на изменение образовательной среды в дошкольном, школьном, дополнительном и профессиональном образовании.

Результаты проведенной работы говорят об устойчивом развитии системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, современное качество образования может достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц института образования, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Достигнуть этого возможно только совместными усилиями.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.//;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ//ГД РФ 21 октября 1994 года;
3. «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Безопасный регион" на 2014-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 2013.12.25 № 1136-П;
4. Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы», утвержденная постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1132-П.