Китай в экономическом сотрудничестве стран ШОС
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Китай в экономическом сотрудничестве стран ШОС
China in economic cooperation of the Shanghai Cooperation Organization
SobolevaYulia
Scientific director,Candidate of Economic Sciences,
assistant professor, Orel State University of Economy and Trade, Russia, Orel
Mandrik Alina
Student, Orel State University of Economy and Trade, Russia, Orel
Yasakova Anastasiya
Student, Orel State University of Economy and Trade, Russia, Orel
Аннотация. На сегодняшний день прослеживается тенденция развития Шанхайской организации сотрудничества. Она объединяет 18 государств, в которых проживает около 45% населения земного шара. В данной статье проанализирована деятельность ШОС, рассмотрена роль Китайской народной республики в данном сотрудничестве. Особое внимание уделено проблемам энергетического фактора Китая.
Abstract. Nowadays there is a tendency of development of the Shanghai Cooperation Organization. It brings together 18 States, where is about 45% of the world population. The activities of the SCO are analyzed and the role of China in this cooperation is examined in this article. Particular attention is paid to the problems of the energy factor of China.
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества; экономическая политика; энергетический фактор; торгово-экономические отношения; интеграция.
Keywords: Shanghai Cooperation Organization; economic policy; energy factor; trade and economic relations; integration.
Известно, что Шанхайская организация сотрудничества была создана с целью совместной защиты границ соседних государств, но не смотря на это, деятельность данной организации охватила также и экономический аспект. После начала работы ШОС неоднократно обсуждались перспективы её развития, особое внимание представляли вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества: был подписан Меморандум между правительствами стран-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Также в рамках деятельности ШОС необходимо отметить «Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества», подписанную членами Сотрудничества на 20 лет, целями которой является создание зоны свободной торговли в ШОС и увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество охватывает области сельского хозяйства, энергетики, транспорта, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др.
Однако, по мнению ряда экспертов, организационное строительство ШОС слишком затянулось, а многочисленные меморандумы и декларации долгое время не получали должного воплощения на практике [1, с.113]. Кроме того, при выполнении программ действий по различным направлениям экономического сотрудничества, выяснилось, что их реализации мешает ряд трудностей, обусловленный различиями в структурах и функционировании хозяйственных систем. Однако, благодаря Совету глав правительств в Душанбе 15 сентября 2006 года был дан толчок развитию двух крупных проектов (развитию транспортной инфраструктуры и энергоресурсов).
Важнейшей составляющей экономического сотрудничества на пространстве ШОС экспертами центрально-азиатских государств-членов признается создание транспортной инфраструктуры как базы экономического роста. Именно поэтому таджикские организаторы выделили данный вопрос для отдельного обсуждения. В своих выступлениях представители Таджикистана подчеркивали важность сотрудничества государств ШОС в транспортной сфере, отмечая, что основное содействие здесь менее развитым государствам оказывает Китай, предоставляя кредиты, финансируя и осуществляя строительство железнодорожных и автомобильных дорог. Кроме того, подписано соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
Шанхайская организация сотрудничества – это инновационная форма экономического обустройства азиатских государств, имеющая высокий потенциал интеграции и бесконфликтного развития. Следует отметить, что важное место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай, который весьма активно налаживает торговые связи с центрально-азиатскими республиками. Он предпринимает меры по углублению экономического сотрудничества в рамках Шанхайской организации, тем самым превращая ее в инструмент реализации своей экономической стратегии в Центральной Азии. Одно из важных достижений Китая в этом направлении - Фонд экономического развития, в рамках которого Киргизия, Узбекистан и Таджикистан получили небольшие кредиты и гранты. Также по инициативе Китая Шанхайская организация сотрудничества было положено начало к созданию Единого банка развития, главная цель которого - содействие многостороннему экономическому сотрудничеству в рамках ШОС[2].
Остро стоит проблема энергетического обеспечения Китая. Обеспокоенность КНР в связи с поставками нефти из стран Среднего Востока схожа с обеспокоенностью США, которые также импортируют нефть из этого региона, и обеспокоенностью Европы из-за зависимости от поставок энергии из России. Общим моментом для всех трех примеров является зависимость от одного определенного региона. Вследствие чего Китай, во-первых, прорабатывает свою экономическую политику с целью снижения своей зависимости от региона Персидского залива как района, находящегося под влиянием США. Во-вторых, Китай стремится установить отношения с группой нефтедобывающих стран, которые в меньшей степени подвержены воздействию политики США. Это позволит снизить влияние США на процесс поставок энергии в Китай. В-третьих, Китай стремится установить двусторонние связи с производителями нефти, чтобы в меру возможности оградить себя от колебаний производства нефти. В-четвертых, Китай предпринимает усилия для обеспечения поставок нефти для своих потребностей из стран Центральной Азии и России. Это дает преимущество, поскольку поставки из этих стран осуществляются по наземным маршрутам, и в этой связи они остаются вне досягаемости США, которые контролируют морские пути (Эммами Мейбоди и Эсмаили).
Кроме того, в последние годы между Китаем и Россией сформировалось очень широкое сотрудничество в энергетической сфере [3, с. 57]. Сегодня Российская Федерация занимает пятое место среди крупнейших экспортеров энергии в Китай. Сотрудничество в области энергии является одним из важнейших направлений торгово-экономических связей двух стран. Интересы Китая и России в некоторых сферах как бы дополняют друг друга. Россия должна развивать свои восточные районы за счет развития энергетической сферы, а Китай стремится получить доступ к альтернативным источникам поставок нефти, которая в основном идет из стран Среднего Востока, несмотря на многочисленные кризисы в этих странах. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разнообразные возможности и общую границу, поставки российской нефти в Китай по-прежнему осуществляются по железной дороге.
Таким образом, формирование Шанхайской Организации Сотрудничества дало китайским руководителям новую возможность для того, чтобы наряду с сотрудничеством в сфере обороны и безопасности продолжить дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества. Участие Китая в этой организации позволило растущей экономике страны получить в распоряжение большие потребительские рынки стран-членов ШОС для экспорта китайских товаров, и, с другой стороны, создать дополнительные предпосылки для ускорения экономического роста. При этом значительный объем экономических связей Китая со странами-членами ШОС приходится на энергию, что объясняется большими потребностями Китая в импортной энергии.