Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ (ИЛИ РЕСУРСОВ) ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(191)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гагарин Ю.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ (ИЛИ РЕСУРСОВ) ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 12(191). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/191/107782 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- ТЕХНОЛОГИЙ (ИЛИ РЕСУРСОВ) ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гагарин Юрий Андреевич
Афанасьева Оксана Васильевна

 

THE USE OF THE INTERNET-TECHNOLOGIES (OR RESOURCES) IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Yuri Gagarin

Student Moscow Financial and Law University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении влияния использования интернет- технологий и ресурсов на мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. В работе использованы такие методы исследования как наблюдение, опрос, беседа, моделирование учебного процесса (эксперимент), анкетирование, анализ, синтез, классификация, оценка. Определено, что использования интернет- технологий положительно влияет на мотивацию учащихся, повышая направленность на получение знаний и будущую профессию.

Abstract. The aim of this article is to examine the influence of the internet- technologies and resources on the students’ motivation in the foreign language learning. Such methods as observation, surveys, conversation, teaching process modeling (experiment), questioning, analysis, synthesis, classification, evaluation. It is defined, that the use of the internet- technologies positively effects the students’ motivation increasing their orientation to acquiring knowledge and to the future profession.

 

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, интернет- технологии.

Keywords: foreign language, motivation, internet- technologies.

 

В настоящее время, владение иностранными языками является одним из ключевых навыков необходимых для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Знание иностранных языков позволяет приобщиться к мировой культуре, лучше осознать свою культурную идентичность, продвинуться по карьерной лестнице и многое другое. Перед преподавателями иностранных языков стоит задача достижения максимальной результативности при обучении языкам. Технический прогресс всегда расширял возможности обучающих и обучающихся, и применение технических новинок для усовершенствования учебного процесса имеет весьма длительную историю. За последние годы роль сети интернет в жизни человека значительно увеличилась. Люди проводят большую часть своего времени за электронными устройствами, такими как планшеты, смартфоны, ноутбуки и так далее. Можно с уверенностью заявить, что интернет глубоко проник во все сферы человеческой деятельности и является ее неотъемлемой составляющей.

Использование последних достижений компьютерной техники может способствовать достижению целей обучения. Понятия "цель" и "задача" зачастую используются как абсолютные синонимы, либо определяются недостаточно чётко. Г.В. Рогова в своей статье "Цели и задачи обучения иностранным языкам" дифференцирует эти понятия. Под целью понимается результат решения большой, всеобъемлющей задачи, которая заключается в том, чтобы привести иностранца от незнания языка к определённому владению им.

Таким образом, в современной методике преподавания выделяют четыре цели обучения: практическую, общеобразовательную и воспитательную и развивающую. И эти цели тесно между собой связаны и взаимодействуют.

Безусловно, основной целью является практическая, подразумевающая формирование коммуникативной компетенции. Остальные цели реализуются в процессе выполнения главной цели. Используемый в настоящее время коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование навыков межкультурного взаимодействия. Именно это является базой и основой функционирования сети Интернет. Сеть предстает кросс- культурной средой общения, общаясь в которой, учащиеся могут оказаться в настоящих жизненных ситуациях. Они могут решать реалистичные и актуальные для них задачи, адекватно и спонтанно на них реагировать. Таким образом, стимулируется составление новых, оригинальных высказываний, а не следование шаблонам. Фокус внимания смещается с формы высказывание на его содержание, обучение грамматике происходит косвенно, в непосредственном общении.

Примерная схема урока с применением интернет- технологий может выглядеть следующим образом: беседа учителя с учащимися, внедрение новых знаний и понятий, определение готовности учащихся к применению интернет- технологий. При необходимости – информирование детей о специфике работы с оборудованием. Распределение заданий.

На следующем этапе учащиеся переходят к работе с предоставленными ресурсами, под контролем учителя, после чего они переходят к самостоятельной работе.

Этап номер три включает работу учащихся с учебными материалами без применения интернет- технологий. Учащимся предлагается задача, решение которой подразумевают цели и задачи урока.

При прохождении этих этапов важно оценивать, контролировать и поддерживать уровень мотивации учащихся. Управление мотивацией считается одной из типичных проблем при обучении иностранным языкам в школе. Обучение иностранным языкам как предмет обладает специфическими чертами. Одной из них является овладение путем обучения общению. Однако, зачастую этот процесс приобретает искусственно-учебный характер. Это является следствием отсутствия реальной потребности в общении на изучаемом языке.

И.А. Зимняя определяет мотив как то, что объясняет характер речевого действия. Следовательно, под мотивацией можно понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность. Г.В. Рогова подчеркивает, что интерес к учебному процессу определяется внутренними мотивами, исходящими из иноязычной деятельности. Это ведет к тому, что учителю следует развивать внутренние мотивы учащихся для сохранения интереса к предмету.

Одной из задач стоящих перед учителем является создание эмоционального благополучия и использование межличностных отношений, что ведет к эффективному обучению предмету.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших задач педагога является увеличение мотивации к изучению иностранного языка. Как было замечено выше, интернет- технологии хорошо подходят для мотивации учащихся. Они легко принимаются в практике обучения всех предметов. Более того, информационно-техническая компетентность является отличительной чертой хорошего специалиста в наши дни. Исходя из этого, было принято решение провести эксперимент, показывающий влияние Интернет-технологий на формирование мотивации учащихся.

Для проверки данной гипотезы было проведено исследование на базе ООО "Языковой клуб "КИТ" города Подольск в Московской области. Работа проводилась в течении прохождения практики в 2019-2020 учебном году. В этом исследовании приняли участие группы 41 и 31 в количестве 16 человек. Целью исследования было определение уровня учебной мотивации и проявление этого уровня при изучении иностранных языков. Перед исследованием стояли следующие задачи:

  1. Определить основные мотивы учащихся
  2. Определить главный мотив обучения
  3. Определить условия возникновения и пути усиления мотивации к изучению иностранных языков
  4. Определить уровень технической подготовленности учащихся к работе с интернет- технологиями

Для осуществления этих задач были использованы такие методы как:

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Анализ проведенных уроков по иностранным языкам
  3. Письменное анкетирование учащихся

Данный эксперимент включал в себя основной и прогностический этапы. Основной этап подразумевал выявление мотивов учащихся, условия усиливающие мотивацию. Прогностический этап определял готовность учеников воспринимать используемые интернет- технологии.

При определении исходной мотивации была применена методика «Направленность на отметку» и методика «Направленность на получение знаний» созданные Н.А. Курдюковой и Е.П. Ильиным. Так же, была применена методика «Изучение отношения к учебным предметам» разработанная Г.Н. Казанцевой.

Следуя данным методикам, учащиеся заполнили анкеты. Результаты анкетирования показали, что ведущим мотивом является направленность на оценку. Данный мотив набрал 98%. Будущая профессия оказалась важным мотивов для 67%, в то время как мнение родителей и мнение учителя набрали 66% и 51% соответственно. Общение в процессе урока получило 56%, а направленность на получение знаний набрала всего 23%.

Эти результаты показывают, что над уровнем внутренней мотивации учащихся нужно работать, так как направленность на получении знаний более желательна с современной школе. Подобные результаты объясняются тем, что учащиеся данной возрастной группы (соответствует 8 классу средней школы) ориентируются на преимущества, дающие высокий балл по предмету. В таком случае, перед учителем стоит задача поддержания мотивации к изучению иностранных языков. Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице.

Таблица 1.

Результаты анкетирования на определение исходного уровня мотивации


Вид мотивации

Выраженность в %

Направленность на оценку

98

Будущая профессия

67

Общение в процессе обучения

56

Направленность на получение знаний

23

Мнение друзей

66

Мнение педагогов

51

Мнение родителей

66

 

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Нынешний уровень мотивации учащихся не является достаточным и нуждается в увеличении
  2. Мотив получения знаний подменяется мотивом получения отметки
  3. Требуется делать акцент на практическую ценность знаний, а не оценку.

Эксперимент проводился на базе ООО "Языковой клуб "КИТ" города Подольск в Московской области и целью данного эксперимента было изменение основного мотива обучения с помощью внедрения интернет- технологий в учебный процесс.

Задачами эксперимента являлись:

  1. Планирование уроков по иностранным языкам с применением интернет- технологий
  2. Проверка результативности применения интернет- технологий для повышения мотивации учащихся и изменения основного мотива обучения

Данный эксперимент можно разделить на 2 части: подготовительную и основную. В подготовительной части проводился отбор и адаптация интернет- технологий и создание условий для их применения. Была учтена материально-техническая база классной комнаты, а именно: интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки. На основании разработанных уроков, во второй части эксперимента были проведены занятия.

Следует отметить минимальное пользование УМК в ходе занятия, так как упор был сделан на применение интернет- технологий, что было главным отличием от уроков проведенных ранее. Письменные задания использовались только в качестве домашнего задания, с целью рационального расходования времени на занятии. Так же, в ходе занятия были учтены психологические особенности учащихся данной возрастной категории, что способствовало грамотной методической организации процесса обучения и достижению поставленной цели и задач.

При изучении полученных результатов применялись те же методики, что и при определении исходного уровня мотивации и анкетирование было проведено еще раз. Задачами этого этапа были:

  1. Отследить изменения в мотивации учащихся.
  2. Описать особенности влияния применяемых интернет-технологий на мотивацию учащихся

Были применены такие педагогические методы как: анкетирование, личные беседы, анализ проведенных занятий и педагогическое наблюдение.

По результатам исследования можно отметить следующее. Учащиеся начали более активно и энергично работать на занятиях и атмосфера занятия стала более позитивной. Изменения в мотивации оказались следующими: показатель «будущая профессия» возрос на 8 процентов, направленность на оценку стала на 18% меньше, ориентация на мнение родителей понизилась на 5%, важность мнения учителя осталось неизменной. Заинтересованность учебным процессом возросла на 3%.

Таблица 2.

Результаты анкетирования после проведения экспериментальных занятий

Вид мотивации

Исходные результаты

Конечные результаты

Направленнось на оценку

98

80

Будущая профессия

67

75

Общение в процессе обучения

56

59

Направленность на получение знаний

23

36

Мнение друзей

66

61

Мнение родителей

66

66

Мнение педагогов

51

51

 

Можно сделать вывод, что занятия, проведенные с применением интернет-технологий повлияли на изменение мотивов учащихся и улучшили атмосферу на занятии. Важным моментом является сдвиг акцента с внешних мотивов (оценка, мнение авторитетов) на внутренние (общение, профессия, знания). Роль внутренних мотивов стала сильнее, роль внешних мотивов уменьшилась.

 

Список литературы:
1. Акай О.М., Царевская И.В., Журавлева Н.С. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
2. Г.В. Рогова "Цели и задачи обучения иностранным языкам"
3. Компьютерное обучение - «Новые технологии»: Использование Интернет ресурсов на уроках английского языка Христюк А.Н. МПГУ 
4. Компьютеры в школе Р.Вильямс, К. Маклин М. : Прогресс, 1988
5. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с. С.9
6. Милъруд Р.П. Методика преподавания английского языка: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005
7. Целепидис Наталья Викторовна. Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Целепидис Наталья Викторовна; [Место защиты: Гос. акад. славян. культуры].- Москва, 2009.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/96
8. Я.Ю. Штурба Т.И. Лалова Использование Интернет-ресурсов в изучении иностранного языка МГУПС 2013