Статья:

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бекетова В.А. Особенности преподавания информатики в начальной школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80692 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Бекетова Вероника Александровна
студент, Сочинский государственный университет. РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности преподавания информатики в начальной школе.

 

Ключевые слова: информатика, преподавания, начальная школа, знания, развитие, технологии.

 

В век информационных технологий образование выходит на первый план. Учителя проходят различные курсы повышения квалификации, учатся работать с интерактивной доской, редактировать фото-видео, составлять дидактические материалы с использованием новых технологий. К сожалению, не у всех учителей есть база для преподавания этого предмета, поэтому тема очень актуальна. Даже на начальном уровне, когда необходимо обучать основным методам информатики и управлению цифровыми образовательными ресурсами, учитель не знает, как правильно представить информацию.

Педагогическая компетентность - это готовность учителя к своему делу, его стремление к новому, активная творческая деятельность, саморазвитие.

Глобальной проблемой современного образования является несоответствие запрашиваемых требований и готовности учителя к ним. Закон об образовании выдвинул требование, чтобы учителя начальных классов имели право преподавать уроки информатики, поэтому основная задача - подготовка высококвалифицированных специалистов, а также курсы повышения знаний в области информатики и ИКТ. Для того, чтобы учитель мог проводить урок, не изучая его в вузе, необходимы знания в области психолого-педагогических характеристик детей и владение базовыми компьютерными инструментами, которые используются на уроках. Навыки обучения делятся на 3 уровня: ключевой, базовый, специальный. Для учителя информатики ключевым навыком является активная творческая и образовательная деятельность в плане личностного развития и самосовершенствования, готовность решать различные учебные ситуации. Базовую компетенцию можно назвать знанием учебно-воспитательных методов и средств. В области специальной компетенции ключевым звеном является непосредственно сам предмет изучения - информатика.

Итак, чтобы стать первоклассным учителем в области информатики, учитель начальных классов должен иметь три уровня квалификации, а также грамотно оформлять классы, разрабатывать учебные материалы собственного сочинения.

Универсальные образовательные действия, сформированные в результате обучения информатике в начальной школе, определяют продолжение информационной активности не только в учебной деятельности, но и в социализации ребенка, его органическое вхождение в информационное общество. Это обстоятельство отражено в Государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) - это совокупность требований, которые являются обязательными при реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В 2010 году утвержден ФГОС начального общего образования.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, в том числе конкретных учебных предметов, должны отражать:

Математика и информатика:

1) использование исходных математических знаний для описания и объяснения объектов, процессов, окружающих явлений, а также для оценки их количественных и пространственных соотношений;

2) владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математического дискурса, измерения, пересчета, оценки и оценки, визуализации данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение устно и письменно выполнять арифметические операции с числами и числовыми выражениями, решать словесные задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, диаграммами, графики и диаграммы, цепочки, агрегаты, представляют, анализируют и интерпретируют данные;

5) приобретение начального понимания компьютерных знаний.

Характерной чертой всего компьютерного курса за 11 лет является взаимодействие с компьютерами. Но для работы в начальной школе, прежде всего, необходимо формировать основы мировоззрения, то есть развивать ребенка. Основополагающим аспектом здесь будет знание психологических и физиологических особенностей детей.Основной формой организации воспитательной работы является класс.

Задачи обучения информатике в начальной школе:

• ознакомить студентов с понятием информации, алгоритмом, основными свойствами и видами информации, информационными процессами в природе, логическими операциями;

• дать студентам начальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;

• дать студентам представление о современном информационном обществе, информационной безопасности для личности и государства;

Виды организации урока:

а) теория

б) демонстрация

в) лабораторная работа

г) практикум

д) проектная деятельность

В настоящее время задается много вопросов о преподавании информатики в начальной школе, но чаще всего возникает проблема отказа от использования компьютера в классе. До сих пор ученые спорили о том, следует ли использовать его в классах начальной школы или достаточно мультимедийных средств (интерактивная доска, проектор). Нет единства среди авторов программ и учебников в решении этой проблемы. В связи с тем, что в начальных классах этот предмет является достаточно новым, актуальны недостаточная развитость методики обучения, разнообразие технических средств и программного обеспечения. Отсюда следует, что учителя сами разрабатывают и выбирают средства и методы преподавания курса.

Урок информатики отличается от других учебных предметов:

Во-первых, наличием специальных технических средств;

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся занятия, организован по-особенному: у каждого ученика есть индивидуальное рабочее место, а также доступ к общим ресурсам;

В-третьих, именно в компьютерных классах педагог может естественным образом организовать активную самостоятельную деятельность, создание личностно значимого продукта;

В-четвертых, дисциплина информатика отличается высокой начальной мотивацией студентов;

Классы с детьми 1-4 классов существенно различаются от 5 до 11. Для наилучшего результата на уроке используются дидактические игры и творческие задания, с помощью которых ученики учатся читать и писать самостоятельно и в области информационных технологий. может.

Рекомендации по организации урока в начальной школе:

- Используйте в классе цветные карандаши и ножницы.

- Используйте стихи, головоломки, логико-мыслящие интерактивные игры;

- Применять дифференцированный подход - находить развивающийся круг задач для каждого ученика;

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что информатика необходима в начальном образовании. Сочетание информационных технологий, практических и жизненных аспектов делает эту дисциплину, конечно, важной наравне с математикой и русским языком. А информационная грамотность и погружение в новую предметно-информационную среду усиливают мотивационную составляющую в учебной деятельности.

Младший школьный возраст в настоящее время составляет от 6-7 до 9-10 лет и совпадает с продолжительностью обучения в начальной школе. Начало учебы в учебном заведении определяет новый тип отношений с людьми в этой местности. В возрасте от 9 до 10 лет их сверстники становятся образцами для подражания, а взрослые отходят на второй план.

В начальной школе ведущей деятельностью, безусловно, является учебная. Вследствие этого складываются психологические новообразования, которые обеспечивают процесс развития на следующем уровне возрастной ступени. Мотивация на занятиях существенно снижается, поэтому преподавателю необходимо поднять интерес к учебе с помощью различных форм и методов. Так же мотивацией может служить похвала, заслуженные положительные отметки.

Многие педагоги и психологи изучали проблемы младших школьников: Л.С. Выготский, А.И. Денисов, Л.С. Беляева, Х.Х. Габрал, А. Леонтьев, М. Скаткин, Я. И. Пономарев, Т.И. Шамова и другие.

По мнению Л.С. Выготского, ключевым элементом обучения является развитие логико-словесного мышления, которое формируется в процессе усвоения новых знаний.

Характер младшего школьника имеет следующие характеристики: импульсивность, склонность действовать немедленно, не задумываясь, не взвешивая все обстоятельства. На уроках в начальной школе у ​​ребенка должны развиваться следующие качества: произвольность, рефлексия, концептуальное мышление; он должен успешно освоить программу; Кроме того, необходимо создать качественно новые, более «взрослые» отношения с учителями и одноклассниками. Еще один важный вид рака возникает в раннем школьном возрасте - произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, выбирает, как себя вести в определенных ситуациях. Этот тип поведения основан на моральных мотивах. В этом возрасте ребенок усваивает моральные ценности, старается подчиняться определенным правилам и законам.

Таким образом, у младших школьников есть важнейшие психологические и физиологические качества, которые во многих отношениях имеют решающее значение для следующих школьных лет. На учителя возлагается большая ответственность, поскольку тип человека, которым становится ученик, в значительной степени зависит от обучения и образования, которое получают дети школьного возраста.

Метод обучения - это метод, с помощью которого учитель и ученик достигают своих педагогических целей. В настоящее время существуют термины для активных и пассивных методов обучения, и учитель должен использовать оба термина.

 

Рисунок 1. Методы обучения

 

Активные методы - это те, при реализации которых учащиеся смогут усваивать информацию за более короткое время и с меньшими затратами усилий и денег. В пассивных методах учитель берет на себя основную роль; дети отвечают только на вопросы.

В компьютерных классах начальной школы в условиях нормальной учебно-урокной системы учителя успешно используют следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно выстраивать учебный процесс с учетом специфических особенностей личности ученика:

- диалоги;

- работа в группах;

- игровые методики;

- информационные минутки;

- лабораторные и практические работы.

На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний, но так же ребенку в начальной школе необходимо овладеть навыками самостоятельности и ответственности, самообучения и реализации творческих способностей. Интерес этот надо постоянно поддерживать. Давно замечено, что у человека остается в памяти, а соответственно и в навыках, гораздо больше, когда он участвует в процессе с интересом, а не наблюдает со стороны.

Применение нетрадиционных, нестандартных методов обучения благотворно сказывается на учебном процессе. Один из самых часто используемых – игровой.

Существуют три основные формы преподавания информатики:

А) Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами;

Б) Организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы;

В) Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока;

Таким образом, в курсе информатики в начальной школе наиболее целесообразно сконцентрировать свое внимание на развитие логического и алгоритмического развития школьника, усвоение темы учеником с помощью игровых техник и практических заданий.

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2015.
2. Кузнецов, А. А. Информатика. Тестовые задания: методическое пособие / А. А. Кузнецов, В. И. Пугач. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин. – М.: Академия, 2016.
4. Окулов, С. М. Информатика: развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
5. Онищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. – М.: Просвещение, 2015.
6. Курис, Г. Э. Информатика. УМК для начальной школы. 3-4 классы. / Г. Э. Курис, М. С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
7. Хуторская, А. В. Информатика и ИКТ в начальной школе : методическое пособие / А. В. Хуторская, Г. А. Андрианова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.