КРИТЕРИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
КРИТЕРИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Аннотация. В данной статье автор рассматривает критерии системы управления охраны труда
Ключевые слова: охрана труда, безопасность труда, средства индивидуальной и коллективной защиты работников.
Классификация условий труда – «установленное законодательством распределение видов деятельности по степени воздействия на здоровье работника».
Безопасность труда охраняется законом, руководители любого предприятия, компании, организации должны обеспечивать своему коллективу рабочие условия с учетом допустимых показателей вредности и опасности.
Условия осуществляемой на практике трудовой деятельности по степени вредности и опасности оцениваются и классифицируются в процессе проведения СОУТ. Законодательством установлено, что каждая современная компания, независимо от официально зарегистрированной формы собственности и размера штата, обязана проводить спецоценку условий труда.
С самого начала работы любого предприятия, компании должен быть решен вопрос с обеспечением комфортных условий работы для всего коллектива.
Параметры, по которым классифицируются условия труда, определены ГОСТом 12.0.002.-80. Выбираются разнообразные факторы воздействия на организм человека.
Особая важность факта наличия у работодателя системы управления охраной труда подчеркнута в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.03.2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» [2]. Он предусматривает обязательное наличие у работодателя документа под названием «Положение о системе управления охраной труда» и приказа о его утверждении.
В рамках ее проведения последовательно реализовываются процедуры, основанные на Методике проведения СОУТ № 33н.
Результаты спецоценки могут применяться:
- в целях подготовки и дальнейшей реализации плана мер, которые будут направлены на оптимизацию условий труда персонала;
- предоставления информации сотрудникам в части уровня безопасности труда, условий труда на рабочем месте, а также об имеющихся рисках и угрозах негативного воздействия вредных производственных факторов, о принятых меры в части защиты персонала от их воздействия, а также о полагающихся сотрудникам гарантиях и компенсациях;
- для подготовки необходимого объема средств индивидуальной защиты работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, а также оснащения рабочих мест необходимыми средствами коллективной защиты;
- осуществления мониторинга состояния условий труда на рабочем месте;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Рисунок 1. Этапы проведения специальной оценки условий труда
Источниками различного уровня и степени опасности вполне можно считать отдельные объекты или их составные элементы, способные различным образом нанести травму в результате:
- различного рода механического воздействия;
- воздействия различной силы электрическим током;
- воздействия как повышенных, так и пониженных температур;
- токсического воздействия выделяемых в процессе производства химических веществ.
Оценка фактического состояния уровня профессиональной подготовки работающих сотрудников по вопросам охраны осуществляемой трудовой деятельности проводится непосредственно путем проведения процесса анализа документов, подтверждающих фактическое выполнение установленных и действующих нормативных требований:
- журналов регистрации проведенных инструктажей,
- перечня утвержденных профессий и различных должностей сотрудников, практически освобожденных от непосредственного прохождения первичного инструктажа,
- официальных удостоверений о практическом прохождении процесса обучения и т. п.
Каждый современный работодатель в обязательном порядке должен реализовать на практике несколько основополагающих шагов, с целью того чтобы документально и официально подтвердить или изменить необходимые параметры.
Стоит также особо отметить, что практически любая современная компания, которая будет проводить проверку/оценку, должна в полном объеме отвечать «нескольким требованиям таким как:
- выполнять деятельность по СОУТ и проходить аккредитацию;
- иметь не менее 5 специалистов по найму;
- поддерживать в рабочем состоянии лабораторию;
- готовить и выдавать отчеты по результатам таких проверок»[1].