Статья:

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В ОБРАЗАХ ГЕРОИНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Толстолуцкая В.И. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В ОБРАЗАХ ГЕРОИНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111975 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ В ОБРАЗАХ ГЕРОИНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

Толстолуцкая Валерия Ивановна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет – НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Морщинский Владислав Сергеевич
научный руководитель,

 

REALISTIC AND HISTORICAL IN THE IMAGES OF THE HEROINES OF THE WORKS OF HONORE DE BALZAC

 

Valeria Tolstolutskaya

Student, Belgorod State National Research University - NRU «BelSU»,  Russia, Belgorod

 

Аннотация. Женские образы в литературе 19-го века, как, преимущественно, реалистической, представляют черты типичные для какого-либо общественного класса или целого поколения. Но художественная типизация не является полноценным аналогом передачи реальности - в ней не хватает еще многого от живого человека, особенно в случае познания женщины, душу которой мы едва ли можем понять наполовину не только в доброй части произведений, но и в жизни как таковой. Оноре де Бальзак, как представитель критического реализма, изображает жизнь, как она есть и людей, какими они есть, он «рисует» удивительные реалии и людей мира буржуа, и класса простых рабочих. Но так ли реальны девушки и женщины Бальзака? И какой была прекрасная половина человечества в ту эпоху? Эти вопросы актуальны и по сей день.

Abstract. Female images in the literature of the 19th century, as mainly realistic, represent features typical of any social class or an entire generation. But artistic typification is not a full-fledged analogue of the transmission of reality - it still lacks a lot from a living person, especially in the case of knowing a woman whose soul we can hardly half understand, not only in a good part of the works, but also in life as such. Honore de Balzac, as a representative of critical realism, portrays "life as it is" and "people as they are", he "paints" amazing realities of both the people of the bourgeois world and the class of ordinary workers. But are Balzac's girls and women so real? And what was the beautiful half of humanity in that era? These issues are relevant to this day.

 

Ключевые слова: Женский образ, литература, Оноре де Бальзак, реализм.

Keywords: Female images, literature, Honore de Balzac, realism.

 

Многие исследователи во французском писателе видят психолога с тонким восприятием, способного представить не просто женский исторический тип, но и заглянуть в человеческую душу, познать ее мир.

В данной статье мы рассмотрим несколько произведений Оноре де Бальзака и проанализируем на их основе характеристики героинь, чтобы подробно разобрать их приближённость к реалиям жизни или наоборот несостоятельность историчности и правдоподобности образа.

Оноре де Бальзак ставил целью своего творчества быть историком французского общества. Его стремление излагать «историю нравов» прослеживается даже в самых ранних очерках 20-х годов – в них писатель стремился найти социальную причину ( связи и взаимосвязи), то есть раскрыть сущность, основания и обстоятельства появления описываемого характера или явления (Ловцова О. В. 21). Но сама идея исторической правдоподобности была сформулирована писателем лишь в 1842 году в предисловии к «Человеческой комедии»: «написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления, - словом, изобразить человека и жизнь»(Бальзак, Оноре де. Собрание сочинений в 10-ти т. / Человеческая комедия. 24).

В период 20-х годов молодой писатель из-за стесненного материального положения вынужден был работать в газете, что, несомненно, укрепило связь Бальзака с общественной жизнью, научило более глубокому проникновению в смысл происходящего, повлекло развитие способности к наблюдению и анализу социальных явлений и причин их появления.

Произведения Бальзака – богатый источник идейно-художественного опыта и реалистичных описаний души человеческой. Еще Владимир Романович Гриб (советский историк литературы и критик) писал: «Шаг вперед в художественном развитии человечества, сделанный Бальзаком, заключался именно в том, что он в области художественной прозы сделал то же, что Гегель в философии: он дал, хотя зачастую и в превратной, идеалистической форме, универсальную и правдивую картину антагонистической природы буржуазного общества во всех ее проявлениях, обнаруживая и как мыслитель и, в особенности, как художник замечательное понимание социальной диалектики» (Гриб, В. Р. 158). Поэтому можно с уверенностью сказать, что в творчестве Оноре де Бальзака представлены не просто картины реальной жизни, но и их философское переосмысление, выведение причин и следствий, а также образы людей реальных, настоящих представителей своего времени.

В начале 19-го века, когда ещё сильны были позиции романтизма, существовало абсолютное разграничение добра и зла, света и тени. Но Бальзак, будучи одним из первых представителей реализма во Франции, возвышается над понятием абстрактно-прямолинейного художественного метода: он признавал основным законом общественной жизни синтез, органическую связь положительного и отрицательного - отсутствие в ней абсолютизма. Следовательно, и контрасты в изображении женских персонажей в произведениях Бальзака можно обозначить как способ представления целостного и многогранного образа реальной женщины: госпожи, служанки или простой работницы и в час их морального упадка, и в миг триумфа человеческой души, и в простом описательном моменте.

Оноре де Бальзак в произведениях сам делает акцент на реалистичности женских образов и их деталей, это можно наблюдать в описаниях и рассуждениях самого автора. Образы графини и гризетки в повести «Гобсек» выразительны и закончены, представляют собой яркие реалистические типы; именно здесь писатель дал свою первую развернутую реалистическую картину светских развращенных нравов, наметил тему распада аристократической семьи. «Красные пятна, проступившие на щеках этой молодой женщины, свидетельствовали лишь о нежности ее кожи, но лицо ее как будто припухло, темные тени под глазами, казалось, обозначились резче обычного. И все же природная энергия била в ней ключом, а все эти признаки безрассудной жизни не портили ее красоты» (Бальзак, Оноре де. 177) - в этом отрывке можно увидеть физические последствия образа жизни светской дамы. Подобное наблюдение представлено у Бальзака и в произведении «Злотоокая девушка»: «Светские люди рано растрачивают своё здоровье. Занятые лишь поисками удовольствий, они быстро начинают злоупотреблять своими чувствами, как рабочий злоупотребляет водкой. Наслаждение подобно некоторым лечебным снадобьям; чтобы они оказывали постоянное воздействие, надо увеличивать дозу, пока наконец не наступает смерть или полное отупение» (Бальзак, Оноре де. 202). А в мыслях старика ростовщика в конце визита к графине: «Оплачивай твою роскошь, оплачивай твое имя, твою честь, исключительные права, которыми ты обладаешь. Есть трибуналы, суды, эшафоты для несчастных, не имеющих хлеба, но для вас, спящих в шелках, есть угрызения совести и скрежет зубов, спрятанные под улыбкой, есть стальные когти, которые хватают вас за сердце» - явно являются отсылкой к последствиям Июльской монархии, названной так в честь одноименной революции – это правления Луи Филиппе, короля-гражданина, ставшим королем-буржуа. По словам Карла Маркса, данная эпоха была «акционерной компанией для эксплуатации французского национального богатства: дивиденды ее распределялись между министрами, палатами, 240000 избирателей и их прихвостнями» (Ловцова О. В. 23), поскольку высокий имущественный ценз для того, чтобы голосовать, заставлял многих французов отказаться от участия в политической жизни. Поэтому именно финансовая буржуазия сидела на троне, раздавала государственные должности и диктовала в палатах законы. Все это вызывало массовое недовольство и повлекло к череде бунтов рабочего класса. Исходя из данной исторической справки и сопоставления  мыслей Гобсека, можно сделать вывод, что описание графини и внешними характеристиками, и образом жизни, является весьма реальным и не лишенным историчности.

Не менее содержательны в плане раскрытия характера и фразы героинь у французского писателя, так по рассуждениям Евфрасии из «Шагреневой кожи» мы так же, как и в графине «Гобсека» можем определить психологию души дамы из высшего общества тех времен: «Лучше умереть от наслаждения, чем от болезни. Я не испытываю ни жажды вечности, ни особого уважения к человеческому роду, – стоит только посмотреть, что из него сделал бог! Дайте мне миллионы, я их растранжирю, ни сантима не отложу на будущий год. Жить, чтобы нравиться и царить, – вот решение, подсказываемое мне каждым биением моего сердца. Общество меня одобряет, – разве оно не поставляет все в угоду моему мотовству? Зачем господь бог каждое утро дает мне доход с того, что я расходую вечером?» (Бальзак, Оноре де. 407). Примечательно в творчестве Бальзака то, что образы девушек высшего общества всегда представлены в отрицательной семантической окраске и их по описательным характеристикам и по самому содержанию в историях в разы больше, чем крестьянок и бедных работниц. Это явление можно объяснить обществом, окружавшим писателя, где, по воспоминанию  современников, Бальзака окружали люди высшего общества, и его представительницы нередко являлись прототипами его героинь.

Сам же писатель всегда утверждал реальность своих образов, исходя из принципа изображения и создания истории: «Это немалый труд – изобразить две или три тысячи типичных людей определенной эпохи, ибо таково в конечном счете количество типов, представляющих каждое поколение, и «Человеческая комедия» их столько вместит. Такое количество лиц, характеров, такое множество жизней требовало определенных рамок п. да простят мне такое выражение, галерей. Отсюда столь естественные, уже известные, разделы моего произведения: Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. По этим шести разделам распределены все очерки нравов, образующие общую историю Общества, собрание всех событий и деяний, как сказали бы наши предки» (Бальзак, Оноре де. 14). И Оноре де Бальзак каждым своим произведением: описанием ли окружения или действующих лиц, речью ли героев полностью подтверждает свою позицию и убеждения.

Заключение

Из всего вышесказанного мы выяснили, что Оноре де Бальзак действительно обладал даром проницательного психолога, способного выделить не просто типические черты представителей общества того времени, но и уловить всю живую противоречивость женской души, при этом очень точно описав и их привычки, и мысли, и мотивы поступков. А, следовательно, в произведениях французского писателя запечатлены личности, максимально приближенные к реальности – истинные представители рассматриваемой эпохи. Данную работу можно взять за основу для сравнительного анализа женских образов в творчестве современников Бальзака, а также применить в исследованиях по выявлению постоянных психологических приемов, используемых писателями для создания реалистичных образов, и определить универсальные методы по созданию персонажей максимально живых и естественных не только в их внешности и действиях, но и в мыслях, что поспособствует еще большему пониманию как литературы 19-го века, так и направления реализма в целом.

 

Список литературы:
1. Алешкин, П. Ф. Оноре де Бальзак. / П. Ф. Алешкин. – Москва : Голос, Зарница, 1992. – 380 с.
2. Бальзак, Оноре де. Человеческая комедия : Т. 2. Этюды о нравах. Сцены частной жизни. Сцены провинциальной жизни; [перевод с французского И. К. Парнасова]. – Москва : Художественная литература, 1983. – 735 с.
3. Бальзак, Оноре де. Собрание сочинений в 10-ти т. / Человеческая комедия: Т. Сцены частной жизни; [перевод с французского И. К. Парнасова] / Н. К. Маслова. – Омск : НПВП Издатель, 1993. – 606с.
4. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. / Р. Барт, Г. К. Косикова ; [перевод с французского Г. К. Косикова]. – Москва : Прогресс, 1989. – 616 с.
5. Гриб, В. Р. Мировоззрение Бальзака: Художественный метод Бальзака: Избранные работы / В. Р. Гриб. – Москва : Государственное издательство Художественной литературы, 1956. – 415 с.
6. Елизарова, М.Е. Бальзак: Очерк творчества / М.Е. Елизарова. – Москва : Гослитиздат, 1951. - 93 с.
7. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах / Н.А. Жирмунская. – Москва : Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 464 с.
8. К. Маркс, Ф. Энгельс. Классовая борьба во Франции. Избранные произведения в 2 тт. М. Госполитиздат, т. I, 1948, стр. 112-114.
9. Ковбасенко, Ю.И. Мировая литература 10 класс: учебник по зарубежной литературе. / Ю.И. Ковбасенко. – Киев: Грамота, 2010. – 280 с.
10. Лилеева, И. А. Бальзак в воспоминаниях современников / Сост., вступ. статья И. Лилеевой; Коммент. и указатели И. Лилеевой и В. Мильчиной; Научн. подгот. тома В. Мильчиной. — М.: Худож. лит., 1986. — 559 с
11. Ловцова О. В. Политические и социально-бытовые очерки Бальзака 30-х годов 20-го века. / О. В. Ловцова. – М.: Учен. записки МГПИ им. Ленина, т. 86, каф. Зарубежной литературы, вып. 2., 1954. – 56 с.
12. Седова, Е.С. История зарубежной литературы XIX века. Реализм: практикум / Е.С. Седова. – Челябинск, Изд-во Юж.-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2018. – 72 с.
13. Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. / М. Н. Эпштейн, К. И. Высоцкая. – Москва : Советский писатель, 1988. – 417 с.