Организация технического обслуживания и ремонта лифтов. Структура построения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(2)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(2)
Организация технического обслуживания и ремонта лифтов. Структура построения
Введение
Одним из видов инженерного оборудования современных городских жилых, общественных и промышленных зданий является лифт.
Лифт, являясь транспортным средством, которым управляет непосредственно пользователь при подъеме и спуске с одного уровня на другой, требует повышенного внимания к вопросам его эксплуатации. Совершенно необходимо, чтобы работа лифтов была надежной и безопасной. Для того чтобы выполнить эти основные условия, следует организовать технически правильное их обслуживание, неукоснительно осуществлять систему планово-предупредительных ремонтов лифтов, своевременно производить диагностическое обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, ремонт, реконструкцию, модернизацию или замену лифтов и диспетчерского оборудования [2].
Техническое обслуживание и ремонт (ТОР) лифтов как сложная техническая социально-экономическая система должна обладать свойствами высокой надёжности, оперативной управляемости, адаптации к быстро изменяющимся условиям, устойчивости в отношении внешних и внутренних воздействий, безопасности, экономичности, социальной гармонии.
Управление такими объектами представляет довольно сложную задачу ввиду разноплановости решаемых задач, сложности и быстродействия протекающих процессов, необходимости оперативного принятия решений, серьёзности последствий, происходящих при эксплуатации лифтов.
Задачи
Основной задачей специализированного предприятия (организации) по техническому обслуживанию и ремонту лифтов является своевременное и качественное производство работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, обеспечивающие их надежную, безопасную и бесперебойную работу.
Структура построения
Специализированное предприятие должно иметь структуру, обеспечивающую выполнение возложенных на него задач с необходимым качеством.
Организационная структура управления может быть реализована в нескольких вариантах: функциональная или территориальная.
Функциональная структура управления. В основе функциональной структуры построения, лежит принцип распределения исполнителей и материально-технических ресурсов по видам выполняемых работ или функций [3] (техническое обслуживание, текущий ремонт, оперативное обслуживание). При этом более полно используется дорогостоящее оборудование и индивидуальное мастерство исполнителей, снижается потребность в кадрах высокой квалификации.
Главный недостаток заключается в снижении ответственности исполнителей за качество производимых работ и техническое состояние оборудования.
Структура включает в себя ряд подразделений, оснащённых соответствующими ремонтно-обслуживающими средствами для выполнения тех или иных эксплуатационных мероприятий. Так, группа технического обслуживания должна проводить плановые технические обслуживания лифтов в местах его установки. Персонал группы подразделяется на прорабские участки, каждый из которых закреплён за определённой зоной обслуживания. Члены бригады распределяются по мастерским пунктам.
Группа ремонта должна выполнять работы по текущему ремонту лифтов, как в местах его установки, так и в стационарных условиях. Помимо этого, персонал группы занимается вопросами наладки, комплектованием и отправкой изделий в капитальный ремонт на специализированные предприятия. Специалисты группы подразделяются на две бригады:
· Бригады по текущему ремонту электрооборудования на пункте текущего ремонта (ПТР);
· Бригады по текущему ремонту, наладке и испытаниям оборудования в местах его установки.
Бригады по текущему ремонту на ПТР имеет соответствующее технологическое оборудование и проводит необходимый объём работы по ремонту в стационарных условиях. При этом может выполняться ряд мероприятий по повышению надёжности электрооборудования, например, пайка плат и испытание её на стендах, и другие работы.
Территориальная структура управления. Перечисленные недостатки функциональной структуры устраняются при использовании территориальной структуры, при применении которой специалисты распределяются по отдельным участкам предприятия.
В этом случае бригады и отдельный исполнитель выполняют весь объём эксплуатационных мероприятий по поддержанию работоспособного состояния лифтов, находящихся на сервисе. Однако при таком подходе к организации эксплуатации лифтов на предприятии не всегда удаётся добиться равномерной нагрузки исполнителей в течении года, повышается требования к квалификации электромехаников по лифтам, так как каждый из них должен уметь проводить техническое обслуживание, текущий ремонт, испытания, наладку и другие работы.
В этой структуре за основу принято специализированное управление по техническому обслуживанию и ремонту, в составе которого имеется административно-управленческий персонал (АУП), численность которого зависит от объёма всех выполняемых работ [1]. К АУП здесь относятся: начальник управления, специалист по сервису, начальник ЛДСС, штат специализированных отделов. В основной производственный состав входят: линейный персонал, состоящий из старшего прораба, прорабов, мастера; а также электромеханики, электромантёры ДО и ТА, техники-наладчики.
Одним из приоритетных отделов, входящих в структуру является отдел специалиста по сервису, в состав которого входит плановый отдел и отдел контроля качества. Основной задачей планового отдела состоит в планировании потребности в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях, составлении графиков плановых работ по техническому обслуживанию, текущим ремонтам, расчёт плановых мероприятий, составление годовых план графиков ППР оборудования на год, расчёт резервного фонда [4]. Предпосылки и допущения, принимаемые при определении числа резервных элементов. Определение числа запасных элементов представляет собой довольно сложную и трудоёмкую задачу.
Рисунок 1. Территориальная структура управления
Результаты исследований:
В данной работе я попытались представить в наиболее полном и обобщенном виде результаты исследований, проведенных мною в области изучения наиболее эффективного технического обслуживания с построением структуры управления технического обслуживания и ремонта (ТОР) лифтов.
Структура работы такова, что она охватывает комплекс научных вопросов, связанных с организацией технического обслуживания и ремонта лифтов. Рассмотрены наиболее подходящие структуры управления, предложены варианты и способы возможного практического использования.
Заключение:
Исходя из проведённых исследований, можно сделать вывод, что в зависимости от объёма лифтов на предприятии может быть организованна как функциональная, так и территориальная структура управления. В основу должна быть положена концепция создания оптимальной организационной структуры, которая может быть определена как структура, обеспечивающая достижение наилучших результатов.