Законодательные барьеры многоцелевого лесопользования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Рубрика: Сельскохозяйственные науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Законодательные барьеры многоцелевого лесопользования
Из всех естественных богатств нашей огромной страны поспособствовать экономическому процветанию и благосостоянию населения может лес как возобновляемый ресурс. Его полезности, услуги и продукты в экономике России используются почти во всех отраслях.
Вдобавок в нем и его продуктах переработки нуждаются остальные страны мира, ведь у нас находится пятая часть всех лесов и четверть мировых запасов древесины.
С недавних пор к лесам начали относиться, как к источнику регулирования процессов окружающей среды и сохранения климата в глобальном масштабе. Безусловно, от состояния лесов зависит и состояние водных ресурсов, а также биологического разнообразия Земли. В скором времени значение наших лесов как возобновляемого ресурса начнет значительно увеличиваться не только для экономики страны, а для всего мира в целом.
Согласно части 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ от (далее - ЛК РФ) леса можно использовать для одной или нескольких целей, перечисленных в части 1 указанной статьи. При этом процедура реализации нормы о многоцелевом использовании лесов лесным законодательством не предусмотрена, что вызывает множество споров при ее практическом применении между арендаторами и арендодателями в лице органов государственной власти. Ведь законом точно не определено, возможно ли одновременное использование одного лесного участка разными арендаторами.
Нормы §1 главы 34 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) содержат правила об использовании арендованного имущества лишь на правах субаренды и не предусматривают пользование имуществом несколькими арендаторами. Поэтому и пользование лесными участками для одной или нескольких целей (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ) не означает возможность использования таких участков несколькими арендаторами. Согласно ст. 71 ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Из буквального толкования п. 1 ст. 72 ЛК РФ следует, что лесной участок для одной или нескольких целей может быть предоставлен только одному арендатору.
Однако позиция Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС), которая была изложена в Постановлении от 27.07.2010 N 2111/10, является совершенно противоположной. Коллегия судей ВАС в своем определении опровергла утверждение трех предыдущих судебных инстанций, работавших по делу, о том, что ЛК РФ не предусматривает возможности передачи одного и того же участка для разных видов пользования разным арендаторам. И уточнила, что прямого запрета на многоцелевое использование лесных ресурсов разными арендаторами ЛК РФ не устанавливает.
Систематическое толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Также важно отметить, что заключенное в Постановлении Президиума ВАС толкование правовых норм обязательно к применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел во избежание нарушения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Подытожить вышесказанное можно так: суд установил, что арендовать один и тот же лесной участок для разных целей возможно, при условии совместимости видов лесопользования.
Но остались не утвержденными критерии этой самой совместимости. Таким образом, можно сделать вывод, что выбор данных критериев доверили непосредственно арендаторам, конечно с учетом статьи 12 «Освоение лесов» ЛК РФ.
Из-за некоторых экономических и организационно-правовых причин решение данного вопроса о совместном использовании арендаторами одного участка для разных целей лесопользования является крайне затруднительным или даже невозможным. Ввиду этого возросло количество судебных заседаний по делам связанных с проблемой одновременного использования лесного участка на правах аренды чаще всего в целях заготовки древесины и добычи полезных ископаемых, а также заготовки древесины и в целях охоты. Самостоятельно и добровольно определить порядок совместного пользования лесным участком сторонам зачастую не удается.
Для наглядности обсудим статистику судебных заседаний. Среди постановлений по Уральскому судебному округу можно выделить два направления, а именно арендатор обращается в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства: сдача в аренду участка уже принадлежащего истцу на правах аренды; отказ в предоставлении истцу в аренду лесного участка, находящегося в аренде другого лесопользователя.
Во всех делах суд выносит постановление о разрешения использования разными арендаторами одного и того же участка, ссылаясь на Постановление ВАС от 27.07.2010 N 2111/10.Как уже было сказано выше, законодательно не установлены критерии совместимости различных целей пользования одним лесным участком разными арендаторами, но из статистики постановлений судебных заседаний можно сделать вывод, что одновременное использования лесного участка на правах аренды в целях заготовки древесины и добычи полезных ископаемых, а также заготовки древесины и в целях охоты разрешено.
С учетом права граждан на благоприятную окружающую среду, необходимости особой охраны лесов как основы жизни и деятельности народов, согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, только законодательство может определить основные положения и условия лесопользования.
Которые также будут соответствовать основополагающему принципу лесного законодательства - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах. Несмотря на заложенную в лесном законодательстве возможность предоставления лесных участков в аренду для одной или нескольких целей, ни в одном из нормативно-правовых актов не прописан механизм их совмещения на арендуемом участке. Как показывает проведенный анализ законодательства и судебной практики, в настоящее время остро встал вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в лесное законодательство.
А именно необходимо внести положение о том, что предоставление лесных участков в аренду для осуществления двух и более видов использования лесов одному или разным лесопользователям разрешено.
Также нужно прописать принципы совместимости тех или иных видов лесопользования и критерии их приоритетности относительно друг друга. За основу можно взять утратившее силу на данный момент Постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда".
Для полной реализации одного из основных принципов лесного законодательства - обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов - необходимо внести поправки и четко сформулировать законодательные нормы.
Это будет первым шагом для улучшения положения в сфере лесного хозяйства, что позволит более комплексно и рационально использовать лесные участки. Рациональное многоцелевое использование лесов несколькими лицами на одном и том же лесном участке обеспечит максимальное удовлетворение потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также увеличение дохода от использования лесов в пересчете на гектар лесной площади.