Статья:

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОПРОСА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ДАННЫХ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Елизарова А.А. АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОПРОСА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ДАННЫХ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113479 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВОПРОСА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ДАННЫХ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Елизарова Анна Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Саитова Гузель Асхатовна
научный руководитель, доцент каф. техн. кибернетики, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Одним из основных этапов работы над исследовательской темой служит разработка структурной схемы, а также алгоритма. Процесс оптимизации анализа данных с испытаний предлагается осуществлять с помощью интеллектуального анализа данных блока электронной системы управления (ЭСУ). Первый шаг на пути к созданию системы диагностики представлен в работе ранее. В данной статье рассмотрим создание алгоритма.

 

Ключевые слова: искусственный интеллект, система анализа данных, ТРД, алгоритм.

 

Актуальность исследования обоснована необходимостью анализа данных с испытаний турбореактивного двигателя и принятия решений в сложных ситуациях.

Турбореактивный двигатель – это сложная система, которой практически полностью управляет «умная» автоматика. Пилот задает необходимую «тягу» с помощью одного только рычага, тогда как «электронная система управления», оперируя показаниями многочисленных датчиков и задавая команды на исполнительные механизмы выполняет остальную работу, подбирая параметры работы двигателя на нужные показатели тяги. Электронный блок управления двигателем получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими на работу двигателя.

Во время испытаний данные с двигателя считываются блоком ЭСУ и в виде сигналов передаются в систему «Карат». Анализатор, т.е. преобразователь данных, который выступает в роли посредника для двунаправленной передачи данных между системой «Карат-ЭБН» и базой данных, преобразует характеристики в виде числовых данных в формате Excel-файлов и потом они поступают к экспертам для их дальнейшего анализа.

Несмотря на простоту конструкции, турбореактивный двигатель – это сложная система, которой практически полностью управляет «умная» автоматика [1].

Для решения проблемы разработки системы диагностики необходимо разбить ее на задачи. Тем самым одним из первых пунктов разработки является описание алгоритма интеллектуальной системы диагностики.

Алгоритм интеллектуальной системы диагностики

Алгоритм – набор предписаний, однозначно определяющий содержание и последовательность выполнения действий для систематического решения задачи. Для алгоритма можно выделить семь характеризующих его параметров: совокупность возможных исходных данных, совокупность возможных результатов, совокупность возможных промежуточных результатов, правило начала процесса обработки данных, правило непосредственной обработки, правило окончания процесса, правило извлечения результата [2].

Обобщенный алгоритм интеллектуального диагностирования представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Обобщенный алгоритм интеллектуального диагностирования

 

Так, данные с полетов собираются при помощи блока ЭСУ, который сохраняет в себе изменения определенных параметров во времени. Дальнейшая подготовка данных производится с помощью системы Карат-ЭБН и преобразователя данных.

Далее осуществляется обработка файлов и сведение данных в единый файл. Подготовленная выборка в формате Excel-файла поступает на вход нейронной сети. Осуществляется диагностика внутри нейронной сети, и, по итогу, выносится решение о неисправностях в ходе летных испытаний.

В данной работе был разработан алгоритм интеллектуальной системы диагностики.

 

Список литературы:
1. Гуревич О.С. Системы автоматического управления авиационными газотурбинными двигателями / Гуревич О. – Москва: Торус Пресс, 2010. – 264 с.
2. Мелехин В.Ф., Павловский Е.Г. Вычислительные машины: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Академия», 2013. – 384 с.