Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кирикова В.Ю. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113699 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кирикова Вероника Юрьевна
магистрант Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Шабаева Гузель Фагимовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье раскрываются теоретические вопросы формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: актуальность данной проблемы, методы формирования знаний о правилах дорожного движения у детей.

 

Ключевые слова: формирование знаний, правила дорожного движения, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование.

 

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице [1].

Система работы дошкольной образовательной организации по формированию основ безопасности жизнедеятельности направлена на формирование у детей ответственного отношения к своей безопасности. Кроме этого, на усвоение детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, распознавать причинно-следственные связи, развитие умений распознавать опасные ситуации [2].

История формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста охватывает сравнительно небольшой период времени. Во второй половине XX века методика формирования знаний о правилах дорожного движения начала интенсивно развиваться, так как в этот период был стремительный взлет технической мысли человечества. В связи с этим, педагоги и родители осознали необходимость систематического формирования знаний о правилах дорожного движения, обучения правилам безопасного поведения в быту, природе и на дороге. Как раз одним из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является  формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста [4]. На всех уровнях образовательной системы, в том числе в дошкольной системе образования, постепенно разрабатывались программы формирования знаний о правилах дорожного движения. Программа под авторством Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой и других авторов является наиболее известной из ряда парциальных программ по данной теме [1]. Большинство авторских программ основываются на этой программе.

Дорога – это один из наиболее опасных объектов окружающей среды для детей старшего дошкольного возраста. Необходимо формировать знания о правилах дорожного движения у детей с самого раннего возраста, учитывая совместные усилия родителей и дошкольных образовательных организаций [3]. Формирование знаний о правилах дорожного движения – это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого дети дошкольного возраста приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их личной безопасности [2]. Мало просто рассказать или прочитать, нужно научить детей своим примером, показать им, как правильно вести себя на улице. В ином случае, любой систематический и целенаправленный процесс теряет всякий смысл.

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах, проверка понимания безопасных и опасных действий, отработка правил перехода проезжей части дороги и навыка по выполнению правильных действий при переходе проезжей части с взрослым, закрепление умения безопасного поведения на дорогах и понимание пространственной терминологии.

Анализ литературы по теме статьи показывает, что большинство исследователей и педагогов предлагают применять такие игровые методы, как проблемные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации, игровое моделирование для формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста [3].

Таким образом, проблема формирования знаний о правилах дорожного движения актуальна не только для педагогов и родителей, но и для учёных-исследователей и авторов образовательных программ. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить правильному поведению на дорогах, так как эти знания формируют культуру поведения личности, ответственность за свою жизнь и безопасность.

 

Список литературы:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность [Текст]: Учебное пособие /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 144 с.
2. Саулина, Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения [Текст] /Т.Ф. Саулина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
3. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук [Текст]: дошкольникам о правилах дорожного движения /Ю.А. Старцева. – М.: Сфера, 2016. – 64 c.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.firo.ru/