ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. Цель исследования - проанализировать возможность применения правового просвещения в процессе обучения неправовых дисциплин. В статье рассмотрены теоретические аспекты правового просвещения, уровень организации правового просвещения на неправовых дисциплинах в учебных организациях. Научная новизна работы заключается в демонстрации результатов исследования и предложенных путей решения данной проблемы. В результате исследования был сделан вывод, что учащиеся недостаточно осведомлены в вопросах правового просвещения; педагоги готовы осуществлять правовое просвещение на неправовых дисциплинах, но не хватает методической базы.
Ключевые слова: правовое просвещение, неправовые дисциплины.
Правовое просвещение является важнейшей задачей любого правового государства. Изучение сущности и содержания правового воспитания, которое является важнейшим средством повышения уровня правовой культуры современного общества, становится особо необходимой составляющей деятельности любых государственных органов. Правовое воспитание наряду с правовым просвещением является одним из средств повышения уровня правовой культуры общества. Совершенствование всей системы правового воспитания положительно влияет на проводимые в государстве реформы, а также способствует росту активности участия каждого гражданина в деятельности государства.
На настоящем этапе развития общества познавательная роль права приобретает все большую жизненную необходимость. Гражданское общество приходит к осознанию, что защитить свои законные интересы, в столь стремительно меняющемся обществе возможно лишь посредством права. Разве не в этом заключается цель образования, а именно обеспечить население теми знаниями, которые позволят улучшить свои жизненные условия. Решение задачи становления правовой культуры граждан России, и как следствие правового государства, необходимо начинать с начальной школы, формируя монолитную структуру правовообразования учащихся, предполагающую включение всех возрастных групп, начиная с начальных и до 11 классов.
Правовое просвещение и воспитание учащихся — это целенаправленная деятельность преподавателей образовательных организаций (школ, колледжей, лицеев, техникумов), ориентированная на создание условий для повышения правового сознания учащихся на основе общечеловеческих моральных ценностей; оказание детям помощи в жизненном самоопределении, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Главная проблема учебных организаций в данный момент - отсутствие системного подхода к правопросветительской деятельности. Вопросы правового просвещения включены отдельными темами только в курсы «окружающий мир» и «обществознание». Учебная и внеучебная деятельность носит в большинстве случаев информативный характер, что является недостаточным для формирования морально-нравственных ориентиров.
Однако на сегодняшний день активно внедряются проектные технологии, которые в свою очередь позволяют обеспечить включенность обучающихся в образовательные, социальные процессы, в том числе в решение проблем правового просвещения.
Для того чтобы правовое образование было успешным, оно должно носить непрерывный и преемственный характер. Учитывая важность правового просвещения для современного общества, образовательный процесс необходимо выстраивать по принципам интеграции правовых вопросов в учебные дисциплины абсолютно любой направленности.
Интегрированное обучение позволяет показать обучающимся достаточно широкое и яркое представление о мире, о взаимосвязи явлений и предметов. Однако необходимо отметить, что для реализации процессов правового просвещения важны не классические принципы построения интегрированного урока, когда один или несколько преподавателей выстраивают обобщающий урок таким образом, чтобы показать связи между несколькими учебными предметами, – в данном случае отдельные правовые вопросы должны органично «вписываться» в любую учебную дисциплину.
Для формирования целостного, системного и непрерывного подхода к реализации правового просвещения в образовании важно уделять внимание не только и не столько расширению и углублению границ таких дисциплин, как обществознание, право и т. п., но и раскрытию возможности неправовых дисциплин (история, русский язык, литература, биология, физика и др.).
В рамках исследования было проведено анкетирования среди педагогов неправовых дисциплин, каждому педагогу предлагалось предоставить пример правового просвещения в рамках своего урока. Некоторые из них:
1. Литература. Например, при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» говорить с ребятами о том, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Можно все события разложить на законы и посмотреть, какая предусмотрена ответственность за те или иные действия. В литературе большое количество произведений, где можно порассуждать о законах, правах, обязанностях, ответственности.
2. Иностранный язык. На примере сравнения некоторых аспектов права разных стран.
3. Физическая культура. Допинг контроль в спортивных соревнованиях, профилактика правонарушений у подростков.
4. Информатика. Компьютерные правонарушения, авторское право, информационная безопасность.
5. Естественно-научные дисциплины. Права на использование природных ресурсов, ответственность за нанесение вреда природе.
В результате исследования можно сделать выводы, что, по мнению педагогов, необходимо внедрять правовое просвещение в рамках неправовых дисциплин, готовы к этому большинство опрошенных, но необходимо наличие методической базы.