Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М.Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшими дошкольниками: «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду».
Исследования В.М.Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р.Б.Стеркиной, О.А.Князевой, Н.Н.Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении.
Цель исследования – изучение особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.
Для диагностики детей старшего дошкольного возраста нами использовалась серия методик, рекомендуемых Т.Д. Марцинковской [4, с.57]:
Задание 1. «Источники опасности».
Цель: определение уровня знаний еще детей об еще опасных предметах.
Задание 2. «Проезжая часть».
Цель: еще определение уровня еще знаний детей о безопасности при переходе проезжей части.
Задание 3. «Разложи по порядку».
Цель: определение уровня еще знаний детей о ПДД.
Анализ результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:
- для всех детей старшего дошкольного возраста контрольной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице. Дети понимает инструкцию взрослого и готовы выполнять задания, прибегая к помощи взрослого. Называют половину объектов опасности на улице, знают отдельные способы безопасного поведения; выполняют игровые задания первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности;
- для большей части детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице – 8 из 10 детей, и у одного ребенка выявлен низкий уровень.
Таким образом, т.к. для дошкольников игровая деятельность является ведущей, было предложено использовать игровые технологии для формирования основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников экспериментальной группы.
Преимущество использования игровых технологий в обогащении знаний о правилах безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, как компонента опыта безопасного поведения на улице проявляется в следующем:
- каждый ребенок максимально активен;
- имеется возможность дифференцированно осуществлять и систематизацию знаний детей;
- поддерживать устойчивый интерес дошкольников к данной деятельности и положительный эмоциональный фон.
Результаты повторного обследования безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования отразим в рисунок 1:
Рисунок 1. Уровень сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования
Анализ результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:
- для всех детей старшего дошкольного возраста контрольной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице. Дети понимает инструкцию взрослого и готовы выполнять задания, прибегая к помощи взрослого. Называют половину объектов опасности на улице, знают отдельные способы безопасного поведения на улице; выполняют игровые задания первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности;
- для большей части детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы характерен средний уровень сформированности основ безопасного поведения на улице – 8 из 10 детей, и у одного ребенка выявлен низкий уровень.
Таким образом, т.к. для дошкольников игровая деятельность является ведущей, предлагаем использовать игровые технологии для формирования основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников экспериментальной группы.
Цель контрольного этапа – определение динамики после проведения формирующего этапа исследования. В исследовании приняли участие те же старшие дошкольники. Обследование проводилось по тем же заданиям (для чистоты эксперимента).
Результаты повторного определения уровня сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников отразим в рис. 2
Рисунок. 2. Уровень сформированности основ безопасного поведения на улице у старших дошкольников на контрольном этапе исследования
Анализ повторных результатов исследования старших дошкольников позволил нам сделать следующие выводы:
- как и на констатирующем этапе, при повторном обследовании дошкольников контрольной группы выявлено – для всей группы характерен средний уровень;
- в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика – после проведения формирующего эксперимента, на контрольном этапе не были выявлены дети с низким уровнем (при первичной диагностике их было выявлено 10%) и выявлено 10% с высоким уровнем.
А значит, подтверждается гипотеза о том, что формирование основ безопасности поведения на улице посредством игровых технологий детей старшего дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- отбор доступных детям игровых технологий;
- сотрудничество воспитателя и родителей в процессе формирования основ безопасности поведения на улице детей старшего дошкольного возраста.