Статья:

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ РОМАНА Э. Л. ВОЙНИЧ «ОВОД»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Сосновская В.А. РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ РОМАНА Э. Л. ВОЙНИЧ «ОВОД» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116291 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ РОМАНА Э. Л. ВОЙНИЧ «ОВОД»

Сосновская Валерия Алексеевна
студент, кафедра экономики и менеджмента, Институт экономики и права (филиал) ОУП ВО Академия труда и социальных отношений в г. Севастополе, РФ, г. Севастополь

 

RELIGIOUS ASPECTS OF ETHEL LILIAN VOYNICH’S NOVEL «THE GADFLY»

 

Valeria Sosnovskaya

Student, Department of Economics and Management Institute of Economics and Law (branch) Academy of Labor and Social Relations in Russia, Russia, Sevastopol

 

Аннотация. В данной статье рассматривается краткая история влияния религии на жизнь Э. Л. Войнич, проводится анализ религиозных воззрений главных персонажей, а также религиозного аспекта романа «Овод» в целом.

Abstract. A brief history of the influence of religion on E. L. Voynich’s life is considered. The article analyzes a religious outlook of the main characters and a religious aspect of the novel «The Gadfly» in general.

 

Ключевые слова: христианство; мифопоэтика; «Овод»; антицерковный роман; Э. Л. Войнич; английская литература.

Keywords: Christianity; mythopoetic; «The Gadfly»; anti-clerical novel; E. L. Voynich; English literature.

 

Роман «Овод» английской писательницы Э. Л. Войнич по праву считается одним из сильнейших антиклерикальных атеистических произведений мировой литературы. Религиозная тематика проходит сквозь всё творчество писательницы во многом благодаря усвоенным христианским доктринам в детском возрасте: для Э. Войнич и её сестёр Библия была настольной книгой, поэтому религиозные образы и герои оказывали сильное впечатление на подрастающих девочек. Кроме того, в домашнем кругу не запрещалось вести религиозные дискуссии, а родители всячески способствовали всестороннему развитию детей и дали им высококачественное образование – домашнее (основывалось на религиозных традициях и догмах), школьное и университетское.

Религиозная тема, анализируемая в данной статье, была невероятно актуальной в период написания произведения (1897 г.): в конце 19 века в культуре Европы был остро поставлен вопрос о месте религии в жизни общества. Можно рассматривать роман как послание народу России, ведь писательница при создании главного героя опиралась на черты, характерные православию – культ мученичества и идею страдания. [3, c. 3]

В образе Овода (в начале романа он предстаёт пред нами романтическим студентом Пизанского университета Артуром Бертоном, а затем мы встречаем его совершенно иным человеком – Феличе Реваресом, ярым революционером и борцом с церковью) Э. Войнич удалось уловить черты образованных прогрессивных людей того времени. Главный герой поистине талантливый, огромной силы воли, идеологической целеустремлённости человек, ненавидящий либеральную риторику, напускную сентиментальность, компромиссы и подвергающий презрению мнение светского общества [4]. Всегда готовый пожертвовать собой ради общего дела, он глубоко прячет свою чувствительность от посторонних глаз за ядовитыми и остроумными шутками. Своими беспощадными насмешками в адрес церкви и его богослужителей он получил прозвище «Овод», ставшее его журналистским псевдонимом. [1, c. 342]

Пройдя весь путь вместе с главным героем, мы можем наблюдать, как Э. Войнич показывает деструктивную роль религии на личность. Сначала преданность национально-освободительной борьбе сочетается в Артуре с религиозным воодушевлением. Герой тайно надеется, что революцию и религию можно совместить. Однако писательница утверждает, что пути революции и религии вовсе не совместимы и что церковная доктрина – протестантизм, исповедующий родственники Артура, или католицизм, сторонниками которого являются кардинал Монтанелли и священник Карди, – способен покалечить духовный облик человека. Так, Бертоны, принадлежащие к классу буржуазии и гордящиеся своей религиозной терпимостью, выдавливают на свет кроткую, набожную мать Артура с их постоянными напоминаниями о её «греховном» прошлом. [1, c. 348]

Что же касается низкого поступка священника Карди, который, притворяясь человеком, защищающим права современной молодёжи, а в итоге предавшим «Молодую Италию» во главе с Артуром, то писательница хлёстко разоблачает провокационную деятельность церкви, которая суть служанка политики.

Далее Э. Войнич мастерски изображает, как приверженность церковным догматам превращает лучшие порывы души человека в их совершенную противоположность. Например, действия Монтанелли, отца Артура, который стремился облегчить его участь в качестве узника, кладут конец физическим мучениям Овода. Однако стоит принять во внимание то, что данный поступок способствовал лишь усилению душевных мук  кардинала. Отец героя  предлагает ему самому решить вопрос о его судьбе: или Монтанелли соглашается на военный суд над Оводом или, не давая никакого согласия,  берёт моральную ответственность за вероятные мятежи и кровопролития в случае попытки друзей Овода освободить его из заточения [3, c. 8].

В саркастическом ответе Артура кардиналу читатель слышит затаенную горечь. Согласно его словам, лишь служители церкви имеют доступ к подобной изощрённой жестокости. Но Овод по-настоящему любит своего отца: «Он схватил руки Монтанелли и стал покрывать их горячими поцелуями», «Молча глядели они в глаза друг другу, словно влюблённые, которых разлучили насильно и которым не переступить поставленной между ними преграды» [2, c. 239]. Однако его попытки вырвать своего дорогого родителя из оков религии тщетны. Герой  понимает, что между ними лежит непреодолимая пропасть, и отвергает компромисс, который был ему предложен: «Будем честными до конца. Мы не сможем протянуть друг другу руки над той глубокой пропастью, которая разделяет нас. Если вы не смеете или не хотите отречься от всего этого, – он бросил взгляд на распятие, висевшее на стене, – то вам придётся дать своё согласие полковнику» [2, c. 241]. Артур ставит условие своему отцу: «Тогда оставьте своего бога! Выбирайте – он или я. Неужели вы поделите вашу любовь между нами: половину мне, а половину богу? Я не хочу крох с его стола» [2, c. 242].

Стоит отметить, что на страницах произведения писательница ясно выражает идею о том, что христианство в качестве религии смирения себя никак не оправдала, значит, назрела острая необходимость появления сверхчеловека, способного составить конкуренцию Христу по силе влияния на общество, но отказавшегося от кротости в пользу решительных методов борьбы за национальную свободу.

Усложняя конфликт до предела, писательница добивается выразительного раскрытия внутренней сути обеих конфликтующих сторон: веры и атеизма, абстрактной христианской филантропии и подлинного революционного гуманизма. Искренняя, но мучительно подавляемая любовь Овода к своему отцу и наставнику ещё выразительнее подчёркивает мысль автора о том, что революционеру невозможно идти на компромисс со своей совестью [4].

Ярко описанная сцена смерти главного героя также проникнута романтическим пафосом. В литературе есть много произведений, в которых изображен бесстрашный революционер, с гордостью встречающий смерть. Но Э. Войнич и здесь создаёт крайне напряженную, постепенно усугубляющуюся драматическую ситуацию: «Солдаты, стоявшие с карабинами в руках, едва сдерживали слезы. Они не могли примириться с мыслью, что им предстоит убить Овода. Этот человек, с его остроумием, весёлым, заразительным смехом и светлым мужеством, как солнечный луч, озарил их серую, однообразную жизнь, и то, что он должен теперь умереть – умереть от их рук, казалось им равносильным тому, как если бы померкло яркое солнце» [1, c. 247]. Данная ситуация позволяет Э. Войнич полнее и глубже раскрыть характер Овода. Сцена смерти героя становится его апофеозом.

Таким образом, данный роман – уникальное в своём роде литературное произведение, производящее сильнейшее впечатление на читателя. Он поистине роман-воспитание, заставляющий задуматься о вопросах нравственного долга, морали, добродетели, религии, любви к Родине, Богу, семье, друзьям и любви как понятию в целом. Будучи недостаточно исследованным специалистами и востребованным среди читателей в силу целого спектра обстоятельств, творчество Э. Л. Войнич требует дальнейшего изучения.

 

Список литературы:

  1. Анисимов И.И. История английской литературы: Том III. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958 г. – 732 с.
  2. Войнич Э. Л. Овод: Роман. – Л.: Лениздат, 1982. – 270 с.
  3. Миронов А. В. Мифопоэтика романа Э. Л. Войнич «Овод» в свете современных теорий мифа: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. / А. В. Миронов ; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т]. – Н. Новгород, 2002. – 21 с.
  4. Voynich’s the Gadfly: Exploring Connections Between Revolutionary Russia and Ireland / Age of Revolutions [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://ageofrevolutions.com/2018/12/10/voynichs-the-gadfly-exploring-connections-between-revolutionary-russia-and-ireland/ (дата обращения: 02.07.2022)