Статья:

Методы формирования читательской компетенции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Жидкова Д.Н. Методы формирования читательской компетенции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80237 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы формирования читательской компетенции

Жидкова Дарья Николаевна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Токарев Григорий Валериевич
научный руководитель,

 

На данном этапе развития современной российской педагогической науки не представлено четкого определения термина «читательская компетенция». Кроме того, отсутствуют однозначные критерии и показатели для определения уровня сформированности читательской компетентности школьников Некоторые ученые, такие как Е.Г. Гализина [1], М.А. Мосина [2] закономерно полагают, что  уровень сформированности читательской компетентности можно определить на по одному  критерию - полноте понимания текста. Согласно Клингеру [5], понимание текста - это ряд сложных процессов, вызывающих обратное взаимодействие между читателями и текстом, то есть между опытом читателей и базовыми знаниями о мыслях или идеях, которые автор подразумевал, до достижения границы понимания. Однако, следует отметить, что ряд ученых, таких как Хуторской [4], полагает, что читательская компетенция объединяет ценностно-смысловые компетенции с личностными компетенциями, так как ученик овладевает ценностно-смысловыми компетенциями не как абстрактными категориями, а именно с целью применения их в формировании своего мировоззрения, в «формировании своей психологической грамотности, культуры мышления и поведения» Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что читательская компетенция ни есть только лишь понимание текста.

Учитывая все аспекты психологического развития учащихся среднего звена, опираясь на различные педагогические труды и методическую литературу, нами было замечено противоречие между необходимостью формирования у школьников 6-9 классов высокого уровня читательской компетентности и неструктурированностью существующих методических приемов формирования читательской компетенции у учащихся Именно это и стало целью нашей работы: отобрать и описать методические приемы формирования читательской компетенции школьников в 6-ых - 9-ых классах.

В основу нашей работы легли труды отечественного профессора Н.Н. Сметанниковой,  а также зарубежного профессора - Донны Огл.

Н.Н. Сметанникова [3] предлагает, на наш взгляд, довольно удачную стратегию чтения, состоящую из трех этапов:

– предтекстовая (работа с текстом до чтения);

– текстовая (собственно чтения);

– послетекстовая (работа после чтения, часто в парах)

К стратегии предтекстового этапа относятся: «Мозговой штурм», «Ориентиры предвосхищения содержания текста», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса» «Предваряющие вопросы» «Иллюстрации содержания», «Верю-не верю». Целью данной стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Целью стратегий текстовой деятельности является управление процессом чтения, которое часто осуществляется с помощью вопросов. К ней относятся: «Пирамидная история»; «Чтение с остановками»; «Чтение в кружок»; «Двойной дневник»; «Кольца Венна»; «Сжатие текста»; «Аннотация»; «ИНСЕРТ»; «Краткий пересказ»; «Пересказ».

Особое внимание хотелось бы уделить методике, разработанной профессором Огл [6] «Знаю Хочу знать Умею», сокращенно ЗХУ. Данный интерактивный методический прием, направлен на развитие обратной связи в познавательном процессе.

В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже имеющиеся в их жизненном опыте смысловые концепты и те, с которыми им еще не приходилось сталкиваться, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

На наш взгляд, наиболее эффективным способом развитием читательской компетенции является совокупность стратегии Сметанниковой и таблицы Огл, так как именно такое сочетание позволяет не только осуществить детальную работу с текстом и обеспечить полное понимание текста, но и развить ценностно-смысловые и личностные компетенции, так как учащемуся предлагается не просто поработать с текстом, но и вычленить из имеющего опыта уже известную ему информацию по теме текста, соотнести ее с общекультурными концептами.

 

Список литературы:
1 Гализина, Е.Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения на английском языке Грамматический аспект: Дис канд пед наук Текст / Е. Г. Гализина -Воронеж, 1998 166 с.
2 Мосина, М.А. Обучение профессионально-ориентированному информативному чтению-диалогу англоязычных научно-методических текстов: Дис канд пед наук Текст/ МАМосина Пермь, 2001 - 229 с.
3 Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах, как реализовать ФГОС, пособие для учителя Текст/ НН Сметанникова, М: Балас, 2011-128 с.
4 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» 2002 23 апр
5 Klingner, J. K., Vaughn, S, & Boardman, A (2007) Teaching Reading Comprehension to Students with Learning Difficulties New York, NY: The Guilford Press.
6 Ogle, D. M. (1986) K-W-L: A teaching model that develops active reading of expository text The Reading Teacher 38(6), p 570