МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
Рубрика: Биология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN
Kristina Besedina
Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Svetlana Chernyavskikh
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. Актуальность исследований по данной проблематике обусловлена задачами сохранения здоровья детей на различных этапах роста и развития, повышения адаптационных возможностей и функциональной активности систем растущего организма.
В настоящее время общепризнано мнение, что физическое развитие детей должно быть одним из ведущих показателей системы мониторинга. При этом особый интерес представляют популяционные исследования, проводимые по единой программе в одном и том же регионе через определенные временные интервалы.
Abstract. The relevance of research on this issue is due to the tasks of preserving the health of children at various stages of growth and development, increasing the adaptive capabilities and functional activity of the systems of a growing organism.
Currently, it is generally accepted that the physical development of children should be one of the leading indicators of the monitoring system. At the same time, population studies conducted according to a single program in the same region at certain time intervals are of particular interest.
Ключевые слова: физическое развитие, активность, рост, масса.
Keywords: physical development, activity, height, weight.
Физическое развитие школьников осуществляется в соответствии с правилами учебного процесса и его принципами, формирует мотивацию и ценностные ориентации направленные на здоровый образ жизни. Физическое воспитание развивает в школьнике двигательную функцию и оказывает влияние на психические и интеллектуальные качества школьника.
На морфофункциональные показатели организма человека, по мнению ряда ученых, «оказывают влияние не только генетические, но и совокупность экологических факторов места проживания. Физиологические проблемы влияния внутренних и внешних факторов на морфофункциональное состояние современных школьников находятся в центре внимания ученых. Вопросы профилактики и ранней диагностики психосоматических заболеваний у учащихся в последние годы обостряются, так как состояние здоровья современных школьников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития, ухудшение общего здоровья, изменение структуры заболеваемости и т.п.» [2].
Обеспечение соответствия этих двух факторов – внутреннего морфо - функционального и внешнего социально-педагогического – является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода [1].
В школьном возрасте соотношение веса тела относительно веса сердца такое как у взрослых, тем не менее организм снабжается кровью значительно быстрее у детей по сравнению со взрослыми. Благодаря этому обмен веществ у детей происходит активнее. Пульс у детей в возрасте 7-10 лет составляет 85-95 ударов (сердцебиение). Пульс в значимости от разных факторов постоянно колеблется, приспособляемость к физическим нагрузкам высокая [4].
Глубина дыхания у детей в школьном возрасте недостаточная, частота дыхания составляет около 21 раза в минуту.
В связи с увеличением роста и веса тела обмен веществ усиливается, требуется больший объем и увеличивается количество раз приема пищи в течение дня. В возрасте 7-10 лет дети должны питаться не менее 5 раз в сутки.
У школьников интенсивно развивается нервная система, активно регулируются функции мозга, физическое развитие усиливается. Школьники младших классов в процессе обучения еще не усидчивы, не могут сосредоточить свое внимание на конкретном объекте или предмете, часто отвлекаются по пустякам, а также еще очень эмоциональны [5].
В младшем школьном возрасте у детей размерные показатели тела развиваются не одновременно. Например, рост ребенка младшей школы увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет быстрее, чем он набирает вес. Суставы и скелет ребенка еще очень подвижны за счет большой массы хрящей [3].
В возрасте 6-10 у школьников еще не полностью развита нервная система, в связи с чем дети быстро устают. Поэтому их деятельность должна быть максимально разнообразной и воздействовать на все органы системы по очереди. Между занятиями обязательно должен быть отдых [6].
При этом мальчики экспериментальной группы по показателю длины тела к концу учебного года стали существенно превосходить сверстников из контрольной группы, разница составила 3,65% (р ≤ 0,05) (рисунок 1).
Рисунок 1. Годовая динамика показателей длины тела младших школьников, см
Динамику показателей массы тела испытуемых младших школьников наглядно можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Годовая динамика показателей массы тела младших школьников, кг
В результате проведенных исследований установлено увеличение длины, массы тела и обхвата грудной клетки за учебный год в экспериментальной группе школьников на 3,0%, 5,1% и 2,9%, в контрольной группе – на 2,4%, 3,6% и 1,7%, соответственно. У мальчиков экспериментальной группы по показателю длины тела к концу учебного года наблюдали более высокие показатели чем в контроле на 3,65% (р≤0,05).
Показатели массы тела и окружности грудной клетки к концу года увеличились как в группе опыта, так и в группе контроля, при этом межгрупповых достоверных различий по данным показателям у испытуемых не зарегистрировано.
Таблица 1
Показатели физического развития испытуемых школьников
Показатели, ед. изм. |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
осень |
весна |
осень |
весна |
|
Длина тела, см |
159,9 ± 2,0 |
164,7 ± 2,1* |
155,2 ± 1,9 |
158,9 ± 1,8 |
Масса тела, кг |
50,5 ± 2,8 |
53,1 ± 2,8 |
52,5 ± 2,8 |
55,4 ± 2,9 |