Статья:

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ, ЕЁ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(208)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Калишенко А.П. КОРРУПЦИЯ В РОССИИ, ЕЁ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 29(208). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/208/117313 (дата обращения: 05.06.2023).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ, ЕЁ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И ВЛИЯНИЕ НА ПРЕСТУПНОСТЬ

Калишенко Анастасия Павловна
студент, негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье раскрывается общественная опасность коррупционной преступности. Автором уделено внимание вопросам противодействия коррупции, проведен анализ законодательства в сфере противодействия коррупции. В рамках анализа антикоррупционного законодательства автором выявлены актуальные проблемы в исследуемой сфере и предложены рекомендации по их разрешению.

 

Ключевые слова: должностное лицо, законодательство, коррупция, преступность, противодействие, профилактика, ущерб.

 

На сегодняшний день проблема коррупции является одной из наиболее актуальных проблем всех государств мира. Общественная опасность данного преступного посягательства заключается в том, что должностное лицо в достижении своих личных целей, как материального, так и неимущественного характера, преступает закон, отступает от выполнения своих прямых служебных обязанностей. В связи с этим, и на межгосударственном уровне, и на уровне отдельных стран мира разрабатываются мероприятия, направленные на противодействие данному явлению [4, с. 57].

Одной из основных составляющих противодействия коррупции является наличие прочной законодательной основы, учитывающей все проблемы, существующие в обществе, обуславливающие наличие причин коррупционной преступности [2, с. 49].

Система законодательства в сфере противодействия коррупции предусмотрена ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции». Как следует из содержания данной статьи закона противодействие коррупции регулируется как нормами международного, так и нормами национального законодательства.

В основе деятельности по противодействию коррупции находятся основополагающие начала, принципы, в их числе: законность, публичность, защита прав и свобод личности, открытый характер деятельности органов государственной власти и др.

Национальная основа законодательства в сфере противодействия коррупции представлена, прежде всего, Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. На уровне высшего закона страны гарантирована защита прав и свобод личности [5, с. 42].

Анализ конституционно-правовых норм позволил нам прийти к выводу о том, что непосредственно статей, предусматривающих антикоррупционные положения, в Конституции РФ нет, однако, в результате совершения исследуемых преступлений происходит нарушение конституционно гарантированных прав и свобод личности. Ведь в результате совершения коррупционных преступлений незаконно извлеченные денежные средства могли быть пойти на обеспечение социально значимых сфер жизнедеятельности общества: медицина, образование и др.

Коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами, нарушают провозглашенные в Конституции РФ правовые основы современного российского общества [1, с. 174].

На основе конституционно-правовых норм в стране разработаны и приняты законы, раскрывающие мероприятия по противодействию коррупции (ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), в том числе, предусматривающие ответственность за совершение данного вида преступных посягательств. Так, взяточничество является одним из основных видов коррупционных преступлений, ответственность за совершение которого предусмотрена нормами уголовного законодательства (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ в зависимости от вида преступления).

В настоящее время на законодательном уровне предусмотрена обязанность чиновников предоставлять информацию о своих доходах и имуществе. С принятием в 2008 г. ФЗ «О противодействии коррупции» были внесены изменения в нормы УПК РФ, упрощающие порядок привлечения к ответственности чиновников за совершение вышеуказанных преступлений [3, с. 89].

Несмотря на детальную правовую регламентацию мер по противодействию коррупции в нормах современного российского законодательства, тем не менее, остаются неразрешенными некоторые проблемы в исследуемой сфере.

Одним из основных недостатков современного антикоррупционного законодательства является недостаточный уровень его систематизации.

На федеральном уровне действуют два специализированных закона – Закон № 273-ФЗ и Закон № 172-ФЗ, в которые регулярно вносятся поправки и изменения. На уровне подзаконных нормативно-правовых актов урегулированы следующие вопросы: предоставление государственными служащими сведений о доходах, имуществе; правила и методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; перечень ограничений, запретов и обязанностей в сфере противодействия коррупции, распространяемый на отдельные категории работников и др.

Кроме того, одним из элементов антикоррупционного законодательства также являются акты федеральных органов исполнительной власти. Изложенное свидетельствует о разрозненном характере системы антикоррупционного законодательства на современном этапе.

Решение выявленной проблемы видится в необходимости систематизации антикоррупционного законодательства в форме кодификации. По результатам проведенной работы необходимо разработать и принять Антикоррупционный кодекс Российской Федерации.

Также в числе проблемных аспектов современного антикоррупционного законодательства следует выделить недостатки нормативно-правовой регламентации мер по профилактике и противодействию коррупции.

На уровне норм Закона № 273-ФЗ раскрываются только отдельные меры профилактики коррупции (ст. 6). При этом, на уровне ст. 6 Закона № 273-ФЗ многие меры профилактики коррупции только перечисляются без раскрытия их содержания. Также необходимо отметить, что система мер противодействия коррупции включает в себя и другие мероприятия. На наш взгляд, меры противодействия коррупции нуждаются в более полном и детальном законодательном регулировании.

На основании изложенного, признаем целесообразным переструктурировать Закон № 273-ФЗ, включив в него в самостоятельную главу «Меры по противодействию коррупции» (на уровне данной главы постатейно необходимо раскрыть содержание каждой меры).

Таким образом, на сегодняшний день коррупция является одной из основных угроз национальной безопасности России. В этой связи, огромное практическое значение имеет разработка и реализация эффективной системы мер по противодействию коррупции. Одной из основных составляющих противодействия коррупции является наличие прочной законодательной основы. В рамках проведенного исследования нами были выявлены актуальные проблемы антикоррупционного законодательства на современном этапе и предложены рекомендации по их разрешению. Реализация данных рекомендаций позволит усовершенствовать законодательство в сфере противодействия коррупции.

 

Список литературы:
1. Гринько, С.Д. Проблемы противодействия коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления / С.Д. Гринько // Государственная служба и кадры. – 2022. ‒ № 1. – С. 174 – 177.
2. Зонова, Н.А. Международно-правовые средства противодействия коррупции и проблемы их имплементации в российское законодательство / Н.А. Зонова // Символ науки. – 2022. ‒ № 6-1. – С. 49 – 53.
3. Иванец, Г.И. Правовой аспект коррупции / Г.И. Иванец // Наука и образование сегодня. ‒ 2020. ‒ № 7. ‒ С. 89 – 94. 
4. Пугаева, О.А. Коррупция как криминологически значимое явление / О.А. Пугаева // Вестник науки. – 2022. ‒ № 5 (50). ‒ Т. 4. – С. 57 – 70.
5. Ткачев, С.В. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации / С.В. Ткачев // Образование и право. ‒ 2020. ‒ № 8. ‒ С. 42 – 47.