Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Никандров Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 33(212). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/212/117969 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Никандров Николай Александрович
магистрант, ФГБОУ ВО Югорский государственный университет, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства в последние десятилетия по всему миру подвергается большому реформированию. Возникает все больше вопросов о приобретении возможностей для эффективности финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, так как финансы имеют большое значение для экономики Российской Федерации в целом, так и для муниципального образования.

Большим упущением муниципального образования является отсутствие практики применения частных инвестиций в развитие отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск финансирование рассматриваемой сферы происходит за счет бюджета трех уровней: федерального, автономного округа и муниципального образования. Состояние такого финансирования недостаточно эффективно и нецелесообразно, тогда как в прогрессирующих странах, использующих такой инструмент финансирования, состояние источников финансирования полностью соответствует имеющемуся технологическому развитию.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Ханты-Мансийск существуют следующие проблемы:

- частные организации не проявляют интерес к участию в жилищно-коммунальном хозяйстве, и у них отсутствует желание финансировать жилой фонд, так как на сегодняшний день нормы законодательства не препятствуют собственникам жилых помещений в смене управляющей организации;

- износ 50% основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства и строительных компаний;

- более 50% всех жилых помещений находятся в изношенном и аварийном состоянии;

- на территории муниципального образования наблюдается низкая скорость проведения капитального ремонта общего имущества;

- медленная скорость обновления коммунальных сетей;

- недостаточное количество объектов сортировки твердых коммунальных отходов и отсутствие мусороперегрузочных станцией, таким образом, коммунальные отходы при плохом уровне обезвреживания и обработки увеличиваются в своем количестве.

Жилищно-коммунальное хозяйство в муниципальном образовании нуждается в хорошем финансировании, и помимо получения финансовой поддержки от государства может получать поддержку из других источников, например, при помощи инициативного бюджетирования (вовлечения населения в бюджетные решения), краудфандинга, который позволит получить денежные средства от конечных потребителей на создание нового продукта,  самообложения граждан и так далее. Сфера настолько обширна, что между ее подотраслями формируются сложные отношения, которые создают увеличение затрат на содержание производственных процессов, вследствие чего возникает необходимость в дополнительном финансировании.

На данный момент сфера жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск находится на 3 месте по финансированию муниципальных программ среди других сфер муниципального образования (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Расходы бюджетных средств на реализацию муниципальных программ в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск за 2017-2021 годы

 

На муниципальные программы было выделено 1239,4 млн. руб., что представляет собой 11% от общего объема финансирования. Заметно, что в 2018 году и в 2019 году отрасль жилищно-коммунального хозяйства финансировалась в меньшем объеме, тогда как общие бюджетные средства муниципального образования в это время, наоборот, увеличивались. Это может говорить об уменьшении финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Также можно отметить то, что процент исполнения расходов муниципальных программ находится на высоком уровне, выделенные деньги успешно осваиваются (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Исполнение расходов муниципальной программы «Развитие жилищного и дорожного хозяйства, благоустройство города Ханты-Мансийска» за 2017-2021 годы

 

Такое расходование в полном объеме денежных средств свидетельствует о необходимости большего финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, а также не позволяет покрыть все необходимые расходы для создания комфортной среды проживания и местопребывания граждан.

Таким образом, для того, что бы рассматриваемая сфера успешно развивалась, то есть появлялись новые технологии, внедрялось новое оборудование для бесперебойной работы коммунальных систем, а специалисты получали достойную заработную плату, необходимо провести поиск альтернативных средств финансирования. Одним из них может выступать привлечение в сферу частных инвесторов.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании город Ханты-Мансийск имеет большой потенциал для развития инвестиционной политики. Кроме того, сотрудничество муниципальных органов с частными образованиями будет положительно сказываться на обеих сторонах, так, например, совместное разделение возможных рисков или привлечение частных образований к каким-либо общественным или муниципальным задачам. Такой подход не только позволит разделить между сторонами риски, но и разделить получение выгод, оказать друг другу поддержку.

Рассмотрим привлечение частных инвестиций на примере капитального ремонта многоквартирного дома. Механизм выглядит следующим образом: сначала привлекается инвестор, затем происходит капитальный ремонт всего многоквартирного дома, а после на протяжении 5-6 лет собственниками квартир возвращается затраченная, точно известная сумма инвестору без рисков в виде инфляции, посредством квартирной платы. Данную практику можно применять и на территории муниципального образования город Ханты-Мансийск.

Самым удачным привлечением частных инвестиций для финансирования развития муниципальных программ выступают облигационные займы. Данная форма увеличит привлекательность муниципального образования, окажет положительное влияние на инвестиционный климат, таким образом, повысит благосостояние граждан муниципального образования и активность среди частного бизнеса.

Постепенно финансирование из государственного бюджета можно уменьшать, перекладывая основную долю финансирования на частные образования. Такая практика, например, доступна в США, где жилищно-коммунальная сфера полностью находится в собственности у частного бизнеса. Муниципальному образованию город Ханты-Мансийск из данного опыта можно извлечь большую пользу применяя данный механизм на практике.

Таким образом, при использовании такой модели в муниципальном образовании будет сформирован сильный конкурентный рынок, благодаря которому ценообразование будет формироваться объективно, происходить снижение финансовой нагрузки с федерального бюджета, бюджета автономного округа, а также бюджета муниципального образования.

 

Список литературы:
1. Отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска за 2017 год [Электронный ресурс]: Администрация города Ханты-Мансийска - Электрон. текстовые дан. // Администрация города Ханты-Мансийска: [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2018. – Режим доступа: https://admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/department-of-finance-management/operation/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta-/2017-god/ (17.07.2022). – Загл. с экрана.
2. Отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска за 2018 год [Электронный ресурс]: Администрация города Ханты-Мансийска - Электрон. текстовые дан. // Администрация города Ханты-Мансийска: [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2019. – Режим доступа: https://admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/department-of-finance-management/operation/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta-/2018-god/ (17.07.2022). – Загл. с экрана.
3. Отчет об исполнении бюджета города Ханты-Мансийска за 2019 год [Электронный ресурс]: Администрация города Ханты-Мансийска - Электрон. текстовые дан. // Администрация города Ханты-Мансийска: [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2020. – Режим доступа: https://admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/department-of-finance-management/operation/otchety-ob-ispolnenii-byudzheta-/2019-god/ (17.07.2022). – Загл. с экрана.
4. Отчет главы города Ханты-Мансийска за 2020 год [Электронный ресурс]: Администрация города Ханты-Мансийска - Электрон. текстовые дан. // Администрация города Ханты-Мансийска: [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2021. – Режим доступа: https://admhmansy.ru/otchety-glavy-goroda/2020/ (17.07.2022). – Загл. с экрана.
5. Отчет главы города Ханты-Мансийска за 2021 год [Электронный ресурс]: Администрация города Ханты-Мансийска - Электрон. текстовые дан. // Администрация города Ханты-Мансийска: [офиц. сайт]. – Ханты-Мансийск, 2022. – Режим доступа: https://admhmansy.ru/mayors-report-2021/  (17.07.2022). – Загл. с экрана.