ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПОЛОВОГО СНОШЕНИЯ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЛИЦОМ, НЕ ДОСТИГШИМ ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (СТ. 134 УК)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПОЛОВОГО СНОШЕНИЯ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЛИЦОМ, НЕ ДОСТИГШИМ ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (СТ. 134 УК)
Половая свобода и половая неприкосновенность личности являются одними из составных элементов конституционно-правового статуса личности, они устанавливаются, охраняются и гарантируются Конституцией Российской Федерации. Согласно ей политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Основным законом страны охраняется здоровье людей (ст. 7), материнство и детство (ст. 38), а права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17).
Основываясь на содержании Преамбулы Декларации прав ребенка 1959 г., согласно которой определено, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения", Конвенция о правах ребенка 1989 г. обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (п. 2 ст. 3), принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, включая сексуальное злоупотребление (ст. 19), защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) [1].
Вышеизложенные принципы предопределили структуру главы 18 УК РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», в соответствии с которой предусматривается ответственность за насильственные сексуальные действия, понуждение к ним, действия сексуального характера, совершенные по отношению к лицам, не достигшим шестнадцати лет, в том числе добровольное половое сношение, а также развратные действия. В целях обеспечения правовых гарантий несовершеннолетних лиц действующая редакция ст. 134 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за половое сношение, мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.
Проведя анализ признаков состава преступления, предусмотренного ст. 134 УК РФ, мы можем выделить проблемные вопросы квалификации и разграничения смежных по элементам и признакам составов преступлений. Основным непосредственным объектом преступления является половая неприкосновенность личности, а здоровье потерпевшего, его нормальное физическое и психическое состояние определяются как дополнительные факультативные объекты преступления. Потерпевшими могут быть лица обоих полов, которые на момент вступления в сексуальные отношения не достигли 16 лет. Объективная сторона преступления заключается в добровольном половом сношении, мужеложстве или лесбиянстве совершеннолетнего лица с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Отсутствие добровольности, а значит применение насилия к потерпевшему, позволяет квалифицировать данные действия как изнасилование или как совершение насильственных действий сексуального характера.
В рамках ст. 134 УК РФ законодателем предусмотрена ответственность лишь за ненасильственные сексуальные действия с лицом, не достигшим шестнадцати лет, в форме полового сношения (ч.1) или мужеложства/лесбиянства (ч.2). Иные действия сексуального характера, которые упомянуты в названии данной статьи, в её диспозиции не определены, и точно не тождественны действиям, определенным в ч.2 (мужеложству и лесбиянству). В комментарии к определению термина «иные действия сексуального характера» в контексте ст. 134 УК РФ Э.Ф. Побегайло указывает, что это «разнообразные формы удовлетворения половой страсти между мужчиной и женщиной либо между мужчинами кроме естественного полового акта и мужеложства» [2, c. 288-289]. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что понятия «половое сношение» и «иные действия сексуального характера», которые законодатель указывает в названии ст. 134 УК РФ, намного шире, чем описанные в диспозиции «половое сношение, мужеложство и лесбиянство». Становится очевидным, что между названием статьи и её диспозицией имеется определенное терминологическое несоответствие. В соответствии с ст. 134 УК РФ совершеннолетнее лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только за действия, совершенные в вышеуказанных формах сексуального взаимодействия, по отношению к лицу, не достигшему шестнадцатилетнего возраста. Следовательно встает вопрос об ответственности за любые иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцати лет.
Как показывает практика, в большинстве случаев ответственность за иные действия сексуального характера по отношению к лицам, не достигшим шестнадцати лет, решается посредством применения статьи о развратных действиях (135 УК РФ), которые, ввиду отсутствия законодательного определения, носят оценочный характер. Законодатель посредством ст. 135 УК РФ запретил совершение каких-либо действий, содержащих развратный контекст, по отношению к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Объективную сторону преступления, предусмотренного данной статьей, составляют действия развратного характера, исключая применение насилия. Стоит разобраться являются ли определения «иные действия сексуального характера» в данном контексте и «развратные действия» сопоставимыми по смыслу и значению, и оправдано ли применение ст. 135 УК РФ. В действующем уголовном законодательстве определение понятия «развратные действия» отсутствует, однако в комментарии к Уголовному кодексу РФ под развратными действиями подразумеваются «различного рода действия сексуального характера, которые направлены на удовлетворение половой страсти или на возбуждение полового интереса у потерпевшего» [3, с. 353]. На основании толкования, приведенного в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности», мы можем выделить следующие признаки, характерные для развратных действий: наличие сексуального интереса взрослого; данные действия не являются половым сношением, актом мужеложства или лесбиянства; цель лица, виновного в совершении развратных действий, заключается в возбуждении полового интереса несовершеннолетнего; разграничение на контактные и бесконтактные.
Многие правоприменители считают, что развратные действия по содержанию совпадают с иными действиями сексуального характера, о чем свидетельствуют материалы судебно-следственной практики, а также исследования, посвященные данному вопросу [5]. Однако большинство ученых и практиков выражают несогласие с этой точкой зрения. В частности заместитель прокурора Ленинского района города Иваново Е.В. Хромов считает, что развратные действия по своей природе имеют качественно иные особенности криминализации, связанные в первую очередь не с извращенностью полового акта против воли жертвы, а с возрастными особенностями потерпевшей (потерпевшего) и субъекта преступления, вступающих в сексуальные отношения. Иные действия сексуального характера обладают более высокой степенью общественной опасности, чем развратные действия. Данную точку зрения подтверждает и тот факт, что иные действия сексуального характера проявляются только в контактной форме, в то время как развратные действия могут быть контактными и бесконтактными, то есть выражаться в вербальной, визуальной, аудиальной форме. Любой физический контакт виновного лица с потерпевшим (потерпевшей), не достигшим (не достигшей) шестнадцатилетнего возраста, следует квалифицировать по соответствующим частям ст. 134 УК РФ. Мы солидарны с вышеописанной позицией и убеждены, что применение ст. 135 УК РФ в рамках определения ответственности за иные действия сексуального характера не оправдано. Временным решением (до законодательных преобразований) изложенной проблемы могут стать новые разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о содержании и способах совершения развратных действий.
Предоставленный краткий анализ ст. 134 УК РФ дает основания сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования норм, предусматривающих ответственность за половые преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних лиц. Исправление пробелов российского уголовного законодательства, по нашему мнению, позволит правоохранительным органам корректно квалифицировать преступления против половой неприкосновенности личности и назначить за них справедливое наказание. Считаем необходимым предложить включить в ч. 2 ст. 134 УК РФ разъяснение понятие «иные действия сексуального характера». А из Постановления Пленума Верховного Суда РФ исключить разъяснения об их отнесении к развратным действиям.