НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Социальной политикой является часть внутренней политики социального государства, которая призвана обеспечить создание условий для достойного уровня жизни и свободного развития человека, а, следовательно, является одной из стратегических сфер развития общества в целом.
Основные принципы проведения социальной политики отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципы проведения социальной политики
Большая часть полномочий в области организации и проведения социальной политики возложена на муниципальные власти.
Реализация муниципальной социальной политики осуществляется муниципалитетами во взаимодействии с региональными и федеральными органами власти.
Как было отмечено выше, главным индикатором эффективности проводимой социальной политики является повышение качества жизни населения. Качество жизни населения – это объемный показатель, который включает в себя определенные составляющие, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Система показателей, входящих в понятие «качество жизни населения»
Показатель |
Интегральные понятия, определяющие данный показатель |
Благосостояние |
доходы, финансовая обеспеченность; |
Образование |
уровень образованности: дошкольное, общее среднее, среднее и высшее, специальное, развитие способностей одаренных граждан, повышение квалификации, общая образовательная программа для населения; |
Жилищные условия |
качество жилых помещений, обеспеченность граждан жильем, инфраструктура на территории жилого фонда; |
Здоровье |
уровень заболеваемости, травматизма, вредных привычек, продолжительность жизни населения, занятие физической культурой и спортом, отдых; |
Духовная сфера и культура |
моральные, нравственные ценности, религиозное развитие, книжное дело, литература и искусство, театр, традиционные народные промыслы; |
Товары и услуги |
цены, качество и номенклатура товаров и услуг; |
Экология |
защита окружающей среды, природоохранные мероприятия; |
Социальное обеспечение |
пособия, льготы, пенсии, социальная помощь инвалидам; |
Безопасность граждан |
безопасность от стихийных бедствий, терроризма, на производстве, в транспорте, на дорогах, имущества; |
Обеспечение прав человека |
соблюдение прав граждан по Конституции РФ. |
В качестве объекта исследования выбрано Муниципальное образование город Новый Уренгой. Для осуществления социальной политики в муниципальном образовании образован Департамент социальной политики Администрации города Новый Уренгой, функции которого относятся к сферам:
– социальной защиты населения, управления охраной труда;
– создания условий для оказания медицинской помощи населению;
– культуры;
– физической культуры и спорта;
– молодежной политики;
– оказания поддержки добровольчеству (волонтерству).
В таблице 2 представлены основные получатели социальных выплат.
Таблица 2.
Отдельные категории получателей мер социальной поддержки в МО г. Новый Уренгой [1]
Категории |
Численности получателей социальной помощи, человек |
Отклонение к предыдущему году, % |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Ветераны ВОВ, бывшие узники |
62 |
59 |
52 |
52 |
35 |
-11,8 |
-11,8 |
-11,8 |
-32,7 |
-32,7 |
Ветераны труда |
4453 |
4433 |
4246 |
4246 |
4058 |
-4,2 |
-4,2 |
-4,2 |
-4,4 |
-4,4 |
Ветераны ЯНАО |
4032 |
4140 |
4470 |
4470 |
4655 |
+9,4 |
+7,9 |
+7,9 |
+4,1 |
+4,1 |
Инвалиды и дети-инвалиды |
1866 |
1946 |
2197 |
2197 |
1933 |
+12,9 |
+12,9 |
+12,9 |
-12,0 |
-12,0 |
Многодетные семьи |
986 |
1158 |
1601 |
1601 |
1402 |
+38,2 |
+38,2 |
+38,2 |
-12,4 |
-12,4 |
Почетные доноры |
522 |
530 |
548 |
548 |
559 |
+3,3 |
+3,3 |
+3,3 |
+2,0 |
+2,0 |
Неработающие пенсионеры |
13867 |
14048 |
14411 |
14411 |
14447 |
+2,6 |
+2,6 |
+2,6 |
+0,2 |
+0,2 |
Как видно, наблюдается снижение выплат по категориям получателей, однако по категориям «Ветераны ЯНАО», «Почетные доноры», «Неработающие пенсионеры» наблюдается незначительный прирост показателей.
Администрация города ежегодно проводить расчет средств, необходимых для выполнения возложенных государственных полномочий, и направлять в органы государственной власти предложения о выделении данных средств из государственного бюджета соответствующего уровня.
На рисунке 2 представлена структура расходования средств муниципального бюджета.
Рисунок 2. Основные направления расходования средств бюджета МО город Новый Уренгой за 2021 г., %
Как видно, доля расходов на социальную политику составляет 16,7%. Если просуммировать доли расходов, направляемых на социальную сферу в целом, то процент таких расходов превысит 50%, соответственно, бюджет города можно назвать социально-ориентированным.
Задачами Администрации города Новый Уренгой в социальной защите населения является: содействие медицинским организациям в информировании населения и работодателей об организации и проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения; содействие расширению системы обслуживания социально незащищенных слоев населения с предоставлением скидок на товары и услуги по социальным картам.
В ходе исследования также был проведен опрос населения муниципального образования город Новый Уренгой об оценке эффективности деятельности властей. В опросе, проводимом с использованием социальных сетей приняло участие 127 респондентов в возрасте от 18 до 67 лет. На рисунке 3 представлены результаты опроса жителей города.
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос об удовлетворенности проводимой политики в МО город Новый Уренгой, %
По ответам респондентов можно сделать вывод о проблемных участках социальной сферы города. Муниципальным властям стоит обратить внимание на положение дел в сфере здравоохранения (на это указали более половины ответивших), формирование экономической базы муниципалитета (более 12,5%), повышение уровня социальной активности населения (более 75%). На эти сферы и должны быть направлены основные усилия органов власти.