ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ ТОРГОВЛИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ ТОРГОВЛИ
Одним из составляющих успеха торгового предприятия является прогнозирование продаж. Широкие пространства для маневра открывает точный прогноз, на основании которого возможно эффективно бороться с отсутствием товаров на полках и в кротчайшие сроки корректировать объемы поставок.
Анализ спроса позволяет определить наиболее эффективное место для новой торговой точки и оптимальное количество точек сбыта. Прогнозирование открывает возможность для повышения спроса и сокращения издержек, за счет возможности увидеть прогнозируемые темпы роста. Перед внедрением каких-либо изменений, открывается возможность просчета последствий [3, с. 12].
Нейросеть – инструмент, позволяющий найти зависимость между параметрами, связь которых на первый взгляд не видна или очень слаба. Прогноз сбыта – сфера, где требуется учитывать большие объемы данных по сезонности, поставкам, макро- и микро- экономическим показателям места, в котором расположена торговая точка, информации о конкурентах и т.д. Нейросети самостоятельно проводят анализ корреляции показателей, устанавливает связи и их степень зависимости [2, с. 1].
Искусственный интеллект на предприятиях розничной торговли используется для решения большого круга задач, среди которых управление товарными запасами. Так в зависимости от сезона или географического положения есть возможность прогноза необходимого количества продукции.
Еще одна задача, решаемая с помощью искусственного интеллекта – динамическое ценообразование. Нейросеть проводит оценку запасов товара на складе, скорость продажи, сроки хранения и предполагаемую дату поставки, затем предлагает наиболее выгодную цену для предприятия. Яркий пример – продажа авиабилетов на сайтах авиакомпаний, когда растет спрос – повышается цена, если отменяется бронь – цена снижается.
Искусственный интеллект способствует созданию полной картины о потребителях, составляя их портрет, предпочитаемые товары и средний чек. На основании полученной информации предприятия могут эффективнее формировать предложение, за счет увеличения ассортимента для целевой аудитории и создания условий программы лояльности. Также анализ потребителя позволяет делать клиентам персональные предложения по их предпочтениям, тем самым увеличивать средний чек.
Выбор подходящего местоположения для новой торговой точки – еще одно направление, в котором искусственный интеллект способен помочь руководству розничной сети. Нейросеть анализирует деятельность существующих торговых точек, выделяет факторы и зависимости, которые не очевидны человеку, анализирует новые места и выдает решение об оптимальном месте.
Цифровой мерчандайзинг – сервис, на основе искусственного интеллекта, позволяющий анализировать выкладку товара в магазине, показывая скорость «вымывания» товара с полок. На основании полученных данных, руководство магазина, например, может принять меры для привлечения внимания на полки, где товар продается в меньшем объеме.
По данным Министерства цифрового развития Российские розничные сети в 2021 году стали активнее использовать искусственный интеллект для увеличения продаж на основе точных прогнозов спроса. Такие представители розничной торговли как «Магнит» и «X5 RetailGroup», обувная сеть «Эконика», Группа «Ренессанс страхование» и др. активно используют нейросети в своей деятельности, которые дают положительный экономический эффект.
Перспективы использования нейросетей в розничной торговле многообещающие, поскольку прогнозирование – один из главных инструментов управления продажами, а нейросеть при достижении определенного уровня помогает в оперативной работе и в стратегии.