ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Российская Федерация, являясь социальным государством, направляет свою политику на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). Основополагающим направлением государственной внутренней политики в области охраны труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации, является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства, иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.
Охрана труда, являясь одной из составных частей современного производства, требует постоянных существенных вложений в обеспечение безопасности и сохранение здоровья работающего населения, в настоящее время переживает масштабную трансформацию. Прежде всего, этому способствует действие механизма «регуляторной гильотины», реализуемого с 1 января 2021 года, принятие федеральных законов о государственных требованиях, о риск - ориентированном подходе в контрольно-надзорной деятельности.
Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ были внесены поправки в Х раздел Трудового кодекса РФ «Охрана труда», вступившие в силу с 1 марта 2022 года. Приоритет обновленной редакции направлен, в первую очередь, на внедрение профилактических и предупреждающих мер, обеспечение безопасности на рабочем месте, а также на совершенствование системы управления охраной труда работодателя.
Основные направления государственной политики в области охраны труда сформулированы в ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации. Их реализация обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
В соответствии со статьей 209.1 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам обеспечения безопасности труда относятся:
- Принцип предупреждения и профилактики опасностей.
Согласно данному принципу работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.
- Принцип минимизации повреждения здоровья работников.
В соответствии с принципом минимизации повреждения здоровья работников работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к минимизации и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
Данные принципы ярко отражают ценности института охраны труда. Эти идеи стали ориентирами для работодателей в области построения качественной и эффективной системы управления профессиональными рисками.
Впервые в июле 2011 года Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» официально были введены понятия «Профессиональный риск» и «Управление профессиональными рисками». А в 2013 году Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ в статью 209 Трудового кодекса Российской Федерации было внесено такое основополагающее понятие обеспечения безопасности, как система управления охраной труда.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, термин «профессиональный риск» обозначает вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья. В конечном итоге риск является многослойной концепцией, а управление им – сложной задачей.
Под управлением профессиональными рисками понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
В целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя, с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон разрабатывается система управления охраной труда. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 776н утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда.
Следовательно, процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем.
Профессиональные риски сопровождают любой производственный процесс, создавая для руководства организации потребность в управлении рисками, которое заключается в том, чтобы своевременно выявить угрожающие факторы, оценить степень их опасности и принять меры по устранению либо снижению потенциального вреда.
Главной целью оценки профессиональных рисков является создание более безопасной производственной среды для всех сотрудников предприятия. Поэтому важно регулярно оценивать как сами риски, так и эффективность предпринятых мер по их снижению. При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах.
Оценка профессиональных рисков включает в себя совокупность мероприятий, одним из которых является специальная оценка условий труда.
В соответствии с п. 10.2 приказа Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 77 регламентированы локальные нормативные акты, которые должны быть разработаны в рамках оценки профессиональных рисков:
- Перечень (реестр) опасностей.
- Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска.
- Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску.
- Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
В целях установления порядка управления профессиональными рисками на рабочих местах принят приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков».
Рекомендации содержат критерии, согласно которым работодателю предлагается руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в Российской Федерации и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
Однако, организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков, вправе использовать иные способы и методы, кроме тех, что указаны в Рекомендациях.
Таким образом, эффективная работа системы управления охраной труда и проведение работодателем системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанных с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков позволяет уменьшить вероятность возникновения аварий на производстве, непредвиденных ситуаций, производственного травматизма и развития профессиональных заболеваний.