Статья:

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бережная В.И. ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119479 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Бережная Виктория Игоревна
магистрант, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», РФ, г. Москва

 

Данная научная работа, написанная на основе анализа действующего российского законодательства, раскрывает содержание понятия "Возникновение юридического лица". В данной статье автор приходит к выводу о том, что необходимо различать понятия "процедура создания организации" и "государственная регистрация предприятия".

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при применении законодательства о возникновении юридических лиц в Российской Федерации.

Целью данного исследования является всестороннее изучение проблем правоприменения при создании и регистрации юридических лиц.

Вопросы возникновения юридических лиц регулируются статьей 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой, в частности, говорится, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) юридического лица[1].

Таким образом, решение учредителя имеет преимущественное юридическое значение. Юридическое лицо может быть создано одним лицом (учредителем), которое принимает единоличное решение.

Если юридическое лицо создается несколькими учредителями, требуется единогласное решение всех учредителей.

Процедура создания юридического лица, независимо от формы собственности и его будущих владельцев, обычно предполагает прохождение определенных этапов: появление идеи создания нового предприятия (организации), созданного для производства определенных видов продукции, товаров, работ, услуг; изучение и выявление возможностей использования новых технологий; выбор поставщиков, необходимых факторов (средств) производства (сырье, материалы, комплектующие, оборудование, энергоресурсы, информация и др.); принятие решения о назначении соучредителей предприятия; определение источников финансирования, используемых для формирования начального уставного капитала, необходимого на начальном этапе функционирования предприятия; разработка и утверждение учредительных документов организации, а также бизнес-плана; осуществление организационной деятельности, установленной законом, в целях: создание предприятия, от которого зависят организационно-правовая форма и форма собственности; проведение государственной регистрации предприятия, открытие необходимых банковских счетов.

Для регистрации юридических лиц обычно необходимо использовать следующие документы: заявление учредителей о регистрации юридического лица, Устав организации, подготовленный в соответствии с требованиями закона, свидетельство о регистрации или решение учредителей о регистрации юридического лица в соответствии с законом. форма специального протокола собрания учредителей, подтверждение уплаты регистрационного взноса (банковская квитанция) и документы исключительно для коммерческих организаций, подтверждение уплаты не менее половины уставного капитала юридического лица; изготовление печатей и штампов; регистрация в Федеральной налоговой службе, территориальном органе Пенсионного фонда, Фонде социального страхования и Фонде обязательного медицинского страхования.

Та же процедура применяется при создании компании в области инноваций и высоких технологий.

Существует два способа создания юридического лица: воссоздать его из фонда или реорганизовать существующую организацию.

Однако, когда говорят о порядке, в котором создаются компании, обычно ссылаются на порядок, в котором они создаются путем воссоздания их с нуля, и тот факт, что создание компании все еще возможно путем реорганизации, как-то упускается из виду. Учредительный этап создания малого инновационного предприятия, как правило, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и определяется региональным нормативным актом о порядке государственной регистрации конкретного вида предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

В то же время понятие "процедура создания юридического лица" используется в двух смыслах.

Во-первых, в узком смысле понятие "процедура создания юридического лица" представляет собой упорядоченную и юридически определенную последовательность действий учредителей коммерческой организации и компетентных регистрирующих органов по созданию предприятия (организации). Здесь можно выделить ряд этапов, которые прямо предусмотрены или подразумеваются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами об отдельных формах предпринимательской деятельности, коммерческих и некоммерческих организациях: решение учредителей о создании юридического лица, проведение учредительного собрания; составление учредительного договора; разработка устава предприятия (организации); регистрация предприятия; первоначальный взнос в уставный капитал (для субъектов хозяйствования, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), а также взносы в Паевой фонд (для производственных кооперативов) [4, с. 182].

Закон не содержит информации о каких-либо других действиях, которые следует отнести к процессу создания юридических лиц, в свою очередь, статья 51 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует, что "нарушение правового порядка образования юридического лица влечет за собой отказ в регистрации юридического лица"[1].

Главным, кульминационным и в то же время завершающим этапом здесь является государственная регистрация юридического лица. Действительно, в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента, согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, он обладает полной правоспособностью.

Само понятие "возникновение юридического лица" часто путают с понятием "процедура государственной регистрации юридического лица". Так, статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации [1], которая определяет, что учредители сами в учредительном акте определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, что звучало бы, по меньшей мере, некорректно в отношении понятия "процедура государственной регистрации". Содержание понятия "порядок государственной регистрации юридического лица" полностью входит в объем понятия "порядок создания юридического лица", в рамках которого также является законным отказ коммерческой организации в государственной регистрации в связи с нарушением процедуры регистрации [5, с. 212].

Однако идеальная модель, которая полностью укладывается в рамки данной трактовки понятия "процедура создания юридического лица", не соответствует модели процедуры создания юридического лица, в которой регистрация государственной регистрации является далеко не последним этапом в приобретении юридического мощности, и только с покупкой мы действительно можем говорить о завершении создания организации.

Дело в том, что в соответствии с действующей процедурой регистрации организация, которой присвоен регистрационный номер, обязана осуществить ряд других мер для приобретения реальной правоспособности в течение определенного периода времени.

Во-вторых, в широком смысле слова "юридическое лицо" - это совокупность определенных действий, так или иначе связанных с созданием организации и приобретением ею полной правоспособности и дееспособности. Такие как: определение состава учредителей; установление размера уставного капитала юридического лица; определение юридического адреса предприятия; разработка проекта Учредительного акта юридического лица; определение названия компании (организации); разработка устава юридического лица; разработка согласованных документов и разрешений; уплата государственных пошлин и других сборов; подготовка форм, изготовление и печать; выбор банка (кредитной организации) для открытия текущего счета юридического лица [3, с. 132].

Следует также отметить особую роль, которую играет Налоговый кодекс Российской Федерации, который посвятил несколько статей процедуре создания юридического лица [2].

Однако в настоящее время положения, регулирующие регистрацию коммерческой организации, трактуются налоговиками весьма своеобразно, поэтому фактическая процедура создания организаций в большей степени зависит от различных внутренних документов (приказов, инструкций) налоговых органов, а также от их собственного понимания своих прав и обязанностей должностными лицами этих органов. Не говоря уже о том, что существует несколько форм заявления на создание бизнеса, и налоговые органы сами решают, какую форму использовать, хотя закон допускает любую форму по выбору заявителя [5, с. 42].

Как мы видим, к сожалению, законодательство, позволяющее упростить и еще больше ускорить государственную регистрацию юридических лиц, особенно коммерческих организаций, способствовало возникновению многочисленных злоупотреблений, в том числе созданию поддельных документов и фиктивных адресов у большого числа юридических лиц, с символическим или даже несуществующим уставным капиталом, которые не в состоянии выполнить свои обязательства.

Для борьбы с подобными злоупотреблениями предлагается ввести обязательную проверку действительности и законности регистрационных документов, использовать наиболее распространенные типовые формы уставов юридических лиц, а также в будущем данные Государственного реестра юридических лиц должны стать общедоступными, и все участники имущественного оборота смогут рассчитывать на их действительность, гарантированную государственными органами.

Также необходимо ввести контроль за регистрацией изменений в учредительных документах юридических лиц и других данных государственного реестра, а также обязанность информировать всех действующих кредиторов об изменении их финансового положения, что позволит защитить интересы кредиторов в случае банкротства компании.

Представляется, что все вышесказанное позволяет сделать вывод, что "возникновение юридического лица" - это совокупность определенных законом действий по созданию организации и приобретению правоспособности этой организации.

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.11.2022)// "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 No 117-ФЗ (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - No 32. - ст. 3340.
3. Комментарий к Федеральному закону О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Постатейный / Под ред. Гусевой Т.А. — М.: Юстициоформ, 2019. — 346 с.
4. Юридические лица и их государственная регистрация. Постатейный комментарий к статьям 48-65 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». - М.: Статут, 2020. — 525 с.
5. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. – Москва: Проспект, 2019. – 434 с.
6. Зенин, И. А. Гражданское и торговое право зарубежных стран: учебник / И. А. Зенин. – Москва: Юрайт, 2018. – 282 с.
7. Иванова, Е. В. Гражданское право. Общая часть: учебник / Е. В. Иванова. – Москва: Юрайт, 2019. – 278 с.