ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)
ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Лицензирование имеет важное значение в качестве механизма государственного контроля, особенно в условиях рыночной экономики. На данный момент времени, с развитием общества, происходит трансформация российского законодательства в сфере лицензирования. Это выражается в том, что совершенствуются и формируются различные правовые формы и методы лицензирования, возникают новые виды лицензируемой деятельности или, наоборот, некоторые виды лицензируемой деятельности переходят в сферу саморегулирования.
Законодательством Российской Федерации принят основной закон в области лицензирования, а именно Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации». Он регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе лицензирования, устанавливает порядок получения, продления и прекращения действия лицензий, а также раскрывает основные понятия. Так, в ст. 3 настоящего Закона под лицензированием понимаются отдельные виды деятельности лицензирующих органов по: выдаче разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности, их переоформление; аннулированию лицензий; предоставлению необходимой информации; ведению реестра лицензий и развитие государственного информационного ресурса [1]. Несмотря на то, что данный термин определен на законодательном уровне, в юридической науке существует достаточное количество определений данного понятия. Так, С.Н. Шишкин рассматривает лицензирование как организационную форму государственного регулирования экономики, причем достаточно жесткую [2, c. 56-59].
Несмотря на вышеуказанные плюсы, в данном Федеральном законе имеются некоторые пробелы и недостатки. Одной из проблем является неполное закрепление и установление видов деятельности, подлежащих лицензированию. Федеральным законом предусмотрено 50 видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. В статье также говорится, что этот список является исчерпывающим. Однако, беря во внимание п. 2 ст. 1, где закреплено 11 видов деятельности, на которые не распространяется лицензирование, и п. 4 ст. 1, устанавливающий виды деятельности, при осуществлении которых обязательно соблюдение всех особенностей при лицензированию, предусмотренных другими федеральными законами, то можно заметить, что данные положения имеют между собой противоречия, и по своей сути являются нелогичными и непоследовательными. Решение этой проблемы заключается в систематизации и упорядочении всех видов деятельности, подлежащих лицензированию в отдельном законе и закреплении полномочий органов государственной власти, регулирующих отдельные виды предпринимательской деятельности [3, с. 101-103].
Следующей, не маловажной проблемой можно выделить отсутствие возможности проведения государственными органами полной, объективной и всесторонней проверки. В связи с этим, мы считаем, что государственным органам необходимо уделять больше внимания лицензионному контролю, а также более четко дифференцировать полномочия государственного аппарата, осуществляющего лицензирование. Так, например, на практике часто бывает, что после аннулирования лицензии, лицо дальше продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, что с юридической стороны является прямым нарушением.
Заключительной проблемой, о которой мы хотели бы сказать в нашей научной работе является, необоснованное применением лицензиатами правовых норм, которыми они оправдывают нарушения лицензионных требований. Примером такого явления выступило увеличение в 2019 году количества проверок организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это произошло из-за заметного увеличения не пивоваренной продукции, ложно выдаваемой в качестве пивного продукта. На данном примере, мы можем наблюдать, насколько необходимым является оперативный контроль лицензирующего органа за соблюдением правил лицензирования соответствующего вида деятельности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что проблемы, существующие в сфере лицензирования предпринимательской деятельности, требует к себе особого внимания с точки зрения законодательного реформирования, ведь в современной России предпринимательство выступает фундаментов экономического роста государства. Регулирование данного аспекта следует начинать с разработки и принятия базового закона, определяющего общие положения, принципы и определения, содержащие исчерпывающий перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются разрешения. В нем также необходимо установить общий регламент организации и осуществления процедур выдачи разрешений и порядок обжалования.