Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ НА ДОЛЖНОСТЯХ РЯДОВОГО И СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гречаник М.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ НА ДОЛЖНОСТЯХ РЯДОВОГО И СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120051 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ НА ДОЛЖНОСТЯХ РЯДОВОГО И СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА

Гречаник Марина Владимировна
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Абакумова Ирина Владимировна
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF SELF-ASSESSMENT IN MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE CONTRACT IN THE POSITIONS OF PRIVATE AND SERGEANT

 

Marina Grechanik

Master's student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Irina Abakumova

Scientific director, Doctor of Psychology, Professor, head of department «General and Counseling Psychology», Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности самооценки у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Abstract. The article discusses the psychological peculiarities of self-assessment in military personnel serving under the contract in the positions of privates and sergeant.

 

Ключевые слова: самооценка; идентификационные характеристики; самоуважение; смысложизненные ориентации; притязания.

Keywords: self-assessment; identification characteristics; self-respect; meaningful life orientations; claims.

 

В настоящее время в условиях новых геополитических рисков и нарастающей информационной неопределенности происходит много различных личностных трансформаций, в особенности это характерно для людей, которые связаны с профессиональным риском, например, военнослужащих. Характер и личностные ценности играют важную роль в формировании у военнослужащих навыков индивидуальной и командной адаптации, и результативной деятельности [4]. Одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к успешности, стрессоустойчивости и психологическому благополучию считается самооценка.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [2]. Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно воспринимает окружающий мир и себя самого [1]. Особое значение это приобретает в профессии военного [3]. Поэтому целью нашего исследования стало выявление психологических особенностей самооценки у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:

  1. Согласие человека на контрактную службу на должностях рядового и сержантского состава может свидетельствовать о личностных особенностях человека;
  2. Служба по контракту может влиять на особенности целеполагания и рефлексии приоритетных жизненных целей.
  3. Специфика службы по контракту и в особенности смысложизненные ориентации могут влиять на самооценку участников исследования.

Для проверки выдвинутых гипотез нами были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования.
  2. Для психологического тестирования мы использовали следующие методики: шкалу самооценки Розенберга; методику Дембо – Рубинштейн; тест Куна – Макпартленда «Кто Я?» в модификации Румянцевой Т.В.; тест смысложизненных ориентаций Леонтьева Д.А. (СЖО).
  3. Для решения эмпирических задач, связанных с анализом различий и поиском взаимосвязей, были использованы методы математической статистики: подсчет средних значений, процентных соотношений, критерий Колмогорова-Смирнова для оценки параметров распределения данных, непараметрический коэффициент корреляции Ч. Спирмена, критерий значимости различий Манна-Уитни. Достоверность полученных результатов подтверждена в среде программ SPSS и Excel.

В исследовании приняли участие 56 респондентов, которых мы разделили на две группы. В первую, вошли 28 человек мужского пола, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Во вторую (контрольную) группу вошли 28 мужчин иной профессиональной направленности. Возраст участников от 19 до 38 лет. Средний возраст по всей выборке 25 лет.

В результате исследовании по указанным выше методикам были получены следующие данные.

Тест Куна – Макпартленда «Кто Я?» позволил нам по количеству данных ответов определить, что 96,43% военнослужащих и 85,71% гражданских имеют высокий уровень рефлексии, т. е.  склонны к самоанализу и самооценке своих действий и чувств.

А вот тип отношения к значимым событиям у двух групп отличается, большинство военнослужащих (71,43%) имеют эмоционально-полярный тип, для них характерен максимализм в суждениях и полярность во взглядах, они менее терпимы к недостаткам других, а гражданские (67,86%) в своем большинстве имеют уравновешенный тип, они более стрессоустойчивы и менее конфликтны.

Следующий анализируемый параметр – тип лингвистического самоописания. У 67,85% гражданских и 46,43% военнослужащих в самоописаниях преобладают имена существительные. Более высокий процент в группе гражданских указывает на то, что они больше нуждаются в постоянстве и стабильности, можно предположить, что военным это ощущение стабильности обеспечивает служба в армии.

Анализ идентификационных характеристик позволил нам определить наиболее значимую сферу жизни участников исследования (рис.1). Для большинства военных (60,71%) – это «социальное Я», то есть роль принадлежности к одной из социальных групп является для них главенствующей. Для большинства гражданских (53,57%) наиболее значимой является сфера «рефлексивного Я», следовательно для них важнее персональная идентичность.

 

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма значимости сфер жизни в группах военнослужащих и гражданских

 

Шкала самооценки Розенберга позволила нам измерить уровень самоуважения. На рисунке 2 представлена сравнительная диаграмма уровней самоуважения в двух группах. Высокий и средний уровень был выявлен в обеих группах, это указывает на то, что участники верят в себя и в свои силы. Процентные соотношения в двух группах отличается незначительно.

 

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма уровней самоуважения в группах военнослужащих и гражданских

 

Тест СЖО Леонтьева Д. А. позволил нам оценить общий показатель осмысленности жизни, конкретные смысложизненные ориентации, и аспекты локуса контроля. В обеих группах преобладает средний и высокий уровень общей осмысленности жизни (рис. 3).

 

Рисунок 3.  Сравнительная диаграмма показателя осмысленности жизни в двух группах

 

По шкалам: процесс жизни, результативность жизни, локус-контроля-Я и локус контроля-жизнь у большинства участников в группе военных и в группе гражданских преобладает средний уровень. Это свидетельствует о том, что они считают свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, удовлетворены прожитой частью жизни, и склонны считать себя хозяевами собственной жизни, способными строить её в соответствии со своими взглядами и предпочтениями.

Единственная шкала, по которой было выявлено отличие – шкала цели в жизни (рис. 4), в обеих группах преобладает средний уровень: у военнослужащих 46,43%, а у гражданских 75%. Так как процентное количество гражданских значительно выше, следовательно гражданским более свойственно наличие целей в будущем нежели военным.

 

Рисунок 4. Сравнительная диаграмма уровней по шкале цели в жизни в группах военнослужащих и гражданских

 

Методика Дембо – Рубинштейн позволила нам оценить уровень притязаний и самооценку по пяти шкалам. Шкала «Ум, способности»: большинство респондентов обеих групп имеют адекватную самооценку и реалистичные притязания, т. е. адекватно оценивают свои умственные способности и критически относятся к своим возможностям. Шкала «Любовь к себе»: в обеих группах преобладает реалистичный уровень самооценки, а притязания реалистичны у военных и завышены у гражданских. Шкала «Уверенность в себе»: у гражданских подавляющее большинство имеют завышенную самооценку, а у военных равное количество участников имеют завышенную и адекватную самооценку, притязания в обеих группах завышены. Шкала «Самоуважение»: самооценка в обеих группах завышена, а притязания - у военных преобладают реалистичные, у гражданских завышенные. Шкала «Целеустремленность»: в самооценке нет различий она одинаково завышена в обеих группах, притязания реалистичны у большинства военнослужащих и неадекватно завышены у большинства гражданских.

На этапе математико-статистической обработки данных проверка с помощью критерия Манна-Уитни показала, что по четырем шкалам были обнаружены значимые различия: самооценка по шкале «Любовь к себе», «Ум, способности», «Самоуважение», а также притязания по шкале «Самоуважение».

Проведенный корреляционный анализ показал, что в группе гражданских шкалы смысложизненных ориентаций имеют значимые положительные корреляционные связи со шкалой самоуважения, а также с самооценками и притязаниями по всем шкалам. А в группе военнослужащих анализ выявил, что смысложизненные ориентации имеют только значимые отрицательные корреляционные связи (рис. 5).

 

Рисунок 5. Значимые корреляционные связи в группе военнослужащих

 

Полученные в ходе исследования результаты позволили нам сделать выводы по гипотезам.

  1. Первая гипотеза подтвердилась. Нами были выявлены следующие личностные особенности военнослужащих:
  • Большинство из них имеет эмоционально-полярный тип отношения к значимым событиям в жизни;
  • Ощущение стабильности и постоянства у военнослужащих выше, чем у гражданских;
  • Наиболее значимой для военнослужащих является принадлежность к одной из социальных групп в то время, как для гражданских важнее персональная идентичность;
  • Наличие целей в будущем для военных не характерно;
  • Притязания по шкалам: любовь к себе, самоуважение и целеустремленность реалистичны у большинства военнослужащих, и неадекватно завышены у гражданских.
  1. Вторая гипотеза подтвердилась. Различия по шкале цели в жизни и уровень притязаний по шкале целеустремленность показали, что наличие целей в будущем не характерно для военнослужащих.
  2. Третья гипотеза подтвердилась. Корреляционный анализ показал, что смысложизненные ориентации в группе гражданских имеют положительные обратные связи с самооценкой, притязаниями и самоуважением, а в группе военнослужащих смысложизненные ориентации имеют отрицательные корреляционные связи, т. е. чем выше осмысленность жизни, удовлетворенность достигнутыми результатами, эмоциональная насыщенность жизни, наличие целей в будущем и вера в свои возможности, тем меньше их любовь к самим себе.  И чем выше удовлетворенность прожитой частью жизни, тем меньше стремление любить себя и ценить свои способности в будущем.

 

Список литературы:
1. Зимбардо, Ф. Формирование самооценки / Ф. Зимбардо // Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара : Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 416 с.
2. Минюрова, С.А. Психология развития: учебное пособие для студентов / С. А. Минюрова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 94с.
3. Субботина, Л. Ю., Взаимосвязь успешности и уровня самооценки в профессии военного / Л. Ю. Субботина. – Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uspeshnosti-i-urovnya-samootsenki-v-professii-voennogo.
4. Теория и практика западной военной психологии: психотерапия стрессовых расстройств военнослужащих и членов их семей / под общей редакцией С. Э. Зверева. – СПб. : Алетейя, 2021. – 392 с.