Налоговые льготы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)
Налоговые льготы
Без практики налоговых преобразований от развития теории налогообложения почти невозможно создать налоговую систему, при этом такую, которая будет хорошо работать.
Стоит отметить, что его значительное отставание является одной из причин недостатков российской налоговой системы.
Меры по развитию налоговых преобразований применяются тогда, когда не только в экономике случаются процессы, но и общественной жизни тоже. Именно поэтому для финансовой науки одним из основных задач является то, чтобы уменьшить отставания теории от практики и теоретическое обоснование процессов, которые происходят в налоговой системе страны.
Несмотря на то, что в данный момент существует большое количество научных исследований, ученые и практики не смогли определить, какое же понятие, которое можно использовать в практике налогообложения, например, «налог», «сбор», является более точным.
Налоговая льгота включает в себя многочисленное количество налоговых освобождений и исключений из общих правил налогообложения, но этому нет научного доказательства. Позиции, которые включены в список налоговых позиций также не наши ответ на вопрос о своей необходимости.
Налоговая льгота должна иметь определение, которое установлено законодательно. Многие проблемы российской налоговой системы возникают из-за того, что нет точного разделения между льготами и налоговыми освобождениями, их можно считать естественным элементом процесса налогообложения. В ст. 56 НК РФ приведена правовая дефиниция налоговых льгот, но так как она недостаточно конкретна, то «налоговые льготы» практически невозможно вычленить.
Российские и зарубежные исследователи в последнее время пытаются отойти от общепризнанных определений понятия «налоговая льгота». Но в данных определениях отсутствуют характерные признаки, которые отличают налоговые льготы от других видов налоговых освобождений. Можно рассмотреть определенные критерии, конкретизирующие отличительные черты налоговой льготы.
Налоговая льгота как целевое исключение из налоговой базы
Налоговая льгота - это целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, по которым имеется возможность установить экономическую, бюджетную или социальную эффективность. Вероятнее всего данная формулировка не до конца решает имеющуюся проблему.
Возможно, будут другие определения.
Не надо забывать, что только после того, как будет дано четкое научное определение понятию «налоговая льгота» можно дать ответ на вопросы о критериях и методиках расчета эффективности налоговых льгот, формах, методах и условиях, при которых предоставляются налоговые льготы, роли и значении налоговых льгот для экономики в целом, а также для каждого налогоплательщика в отдельности.
В противном случае в российской налоговой системе также будут отменять одни налоговые льготы, и появляться другие. Только тем налогоплательщикам, у которых нет достаточного дохода или капитала для уплаты установленного налога в полном размере, должны предоставлять налоговую льготу.
На разных стадиях социально-экономического развития государству нужно решать неотложные экономические, политические или социальные проблемы. Именно по этой причине государству необходимо «нарушать» собственные правила налогообложения.
Для того чтобы стимулировать экономический рост, снижать социальную напряженность в обществе, государство может «вливать» дополнительные средства при помощи налоговых льгот, но при этом не пользоваться системой перераспределения финансовых ресурсов.
Налоги, если из этого делать выводы, являются идеальным и достаточно действенным финансовым инструментом для решения вышеуказанных проблем.
В том случае, если налоговая льгота может предоставляться только в определенных целях и на определенный срок, она будет представлять собой исключение из правил налогообложения.
Налоговая льгота как инструмент налоговой политики
Создание государственной налоговой политики невозможно без налоговых льгот. Подъем национальной экономики, развитие отдельных отраслей и территорий, стимулирование научных исследований, поддержка определенных групп налогоплательщиков (физических и юридических лиц), благотворительность – это цели, которые нужно достичь при установлении налоговых льгот.
Естественно, что каждая цель должна быть достигнута за определенный срок. Отсюда можно сделать вывод, что налоговая льгота имеет свой срок и не может предоставляться бесконечно долго.
Отменяют налоговую льготу лишь в том случае, когда цель будет достигнута. В ином случае она становится еще одним дополнительным источником финансирования хозяйствующих субъектов или населения за счет бюджетных средств.
Если заранее не обговорить и не определить, какие требования нужны для достижения целей, которые ставят при введении налоговых льгот, то она может остаться не достигнутой. Прежде всего, нужно установить, с какой целью и на какое время предоставлена налоговая льгота.
Классификация налоговых льгот
Налоговые льготы классифицируются по многим признакам.
Классификация по форме предоставления является более полной и основной:
· Льготные налоговые режимы - режимы, которые создают определенным налогоплательщикам лучшие условия налогообложения, подходят под принятые критерии и так далее.
Специальные налоговые режимы, а также режимы свободных и особых экономических зон – эти режимы работают на практике в России.
· Налоговые вычеты - это льготы, с помощью которых можно уменьшать величину налоговой базы, если это позволяет закон.
· Налоговая отсрочка - это льгота, с помощью которой можно назначить срок уплаты полной суммы налога на более поздний срок, но только в том случае, если задолженность будет погашена единовременно.
· Налоговая рассрочка - с помощью данной льготы сумма налога делится на части и у каждой части свой срок уплаты.
· Изъятия - эти налоговые льготы предназначены для того, чтобы отделять отдельные предметы налогообложения от самих налогообложений. Изъятия могут быть как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; а также изъятия могут быть как для всех плательщиков налога, так и для какой-то определенной ее категории.
· Скидки – при их помощи уменьшают налоговую базу. Их можно разделить на лимитированные и нелимитированные скидки.
Если скидки лимитированные, то их размер ограничен. А также делятся на общие скидки, они предназначены для всех плательщиков и специальные скидки.
· Налоговые кредиты – с помощью этих льгот можно значительно уменьшать налоговую ставку или налоговый оклад.
Если необходимо глубоко изучить экономическую сущность или одну из форм налогового субсидирования использовать на практике, то нужно использовать классификацию по формам и методам предоставления. Классификация по признаку объекта льготирования используется тогда, когда вводят налоговые льготы.
Эта классификация имеет практическое значение. Все налоговые льготы в таком случае разделяют на две группы: льготы, которые предоставляются в отношении доходов налогоплательщиков, и льготы, которые предоставляются в отношении расходов налогоплательщиков.
В том случае, если льготы будут предоставлены в отношении доходов, то сократятся налоговые ставки.
Тогда же произойдет уменьшение вычетов из налоговой базы, а также произойдет полное или неполное освобождение от налогообложения прибыли дохода или другого объекта налогообложения. Дополнительные финансовые ресурсы будут в распоряжении налогоплательщика, и он будет их использовать так, как нужно ему, если налогоплательщик будет применять льготу в отношении доходов.
Какую бы цель не поставило государство при введении льготы, его достижение будет полностью зависеть от того, что предпримет налогоплательщик. Направлять часть финансов, которые были получены налогоплательщиком дополнительно, на инвестиции, увеличить заработную плату работников или решить социальные проблемы коллектива – это условия для введения налоговых льгот.
Условий для использования льгот в отношении расходов нет, так как сама льгота действует только в отношении понесенных расходов, которые выгодны как государству, так и налогоплательщику. Расходы могут принадлежать как юридическим, так и физическим лицам.
К первым относятся затраты на создание инвестиционного фонда в установленном размере как за счет прибыли, так и амортизационных отчислений, а к расходам физических лиц относятся расходы на образование, здравоохранение, такие расходы, которые произведены за счет собственных средств. При этом имеется реальная возможность установить конкретные сроки действия той или иной налоговой льготы.
Работа по оценке эффективности налоговых льгот
Налоговые льготы в скором будущем подвергнутся изменениям. Это предполагает правительство РФ.
Анализ эффективности льготы будет выполняться по мере того, как будет истекать назначенный срок действия льготы. После того, как результаты анализа будут известны, можно решать, продлить действие льгот или же их отменить. Если оценка будет положительной, то следует обратить внимание на существующие проблемы и проблемы, которые возникнут у экономических ведомств при практическом воплощении данной идеи.
Так как с помощью инструментария можно осуществлять оценку экономической, бюджетной или социальной эффективности как новой, так и действующей налоговой льготы, то его проблему следовало бы изучить на первом этапе.
В 2014 году Минэкономразвития России вместе с Минфином России разработали методику. Насколько результативно налоговые льготы работают в бизнесе, и какую пользу от них получит бюджет – именно это определяется данной методикой.
Воздействие множества косвенных факторов, таких как инфляция, колебание курса валют не учитывается методикой оценки.
Методика затребует существенных изменений, когда она будет применяться на практике. Наряду с этим нужно сосредоточиться на еще одном значительном обстоятельстве.
Создание методики, даже если она идеальна во всех отношениях, - это не первый и не единственный шаг в процессе анализа эффективности налоговых льгот. В первую очередь нужно выделить налоговую льготу из всех налоговых освобождений, но сначала теоретически, а затем на практике.
Даже если в наличии имеется соответствующая методика, то все равно оценка эффективности налоговых льгот довольно сложный и долгий процесс. Экономически развитые страны выполняли такую работу в прошлом. В составе исполнительных органов создавались специальные структурные подразделения с той целью, чтобы эта работа была хорошо выполнена.
Главной функцией являлась оценка эффективности налоговых расходов (льгот). Также, не менее важная функция заключалась в том, чтобы предоставлять правительству идеи по отмене неэффективных налоговых льгот, упрощать некоторые налоговые льготы и изменять условия, при которых будут предоставляться другие налоговые льготы.
Оценили эффективность налоговых льгот некоторые страны и по их опыту можно сделать следующие выводы: во-первых, выработку единых объективных критериев оценки эффективности налоговых льгот сложно и практически невозможно сделать. Во-вторых, если нет соответствующего организационного оформления и не созданы специализированные структуры, то и успешная оценка их эффективности невозможна.
В-третьих, уйдет не один год, чтобы данная работа была проведена успешно. Вышеперечисленное не означает, что нужно отказаться от реализации аудита экономической, социальной и бюджетной эффективности налоговых льгот. Эта работа должна активно и постоянно проводиться, и в первую очередь в части уже установленных налоговых льгот.
Это необходимо, например, потому что государство должно не переставая осуществлять инвентаризацию налоговых преимуществ, которые предоставлены налогоплательщикам, оценивать насколько они полезны для бизнеса и общества, проверять уровень достижения тех целей, которые устанавливались при введении той или иной налоговой льготы.
Для благополучной реализации деятельности по оценке эффективности той или иной налоговой льготы нужно выработать подходящие критерии оценки такой эффективности.
Не навредит применение форм осуществления аналитической работы, например, социологические обследования в кругу налогоплательщиков и налоговых органов, но при этом, не отрицая того, что необходимо применять формулы оценки эффективности налоговых льгот. Основываясь вышеизложенным можно прийти к выводу, что если не установить конкретных ответственных исполнителей, то работа по мониторингу эффективности налоговых льгот будет некачественной.
Счетная палата Российской Федерации занимает важную роль в мониторинге и аудите эффективности налоговых льгот. Её основной обязанностью считается аудит эффективности налоговых льгот. В связи с тем, что нет конкретного определения понятия «налоговая льгота», Счетная палата Российской Федерации при проверке эффективности получаемых определенными налогоплательщиками средств через налоговые механизмы испытывает определенные сложности.
При проведении мониторинга эффективности налоговых льгот важно его осуществление не только по экономике в целом, но и с учетом воздействия предоставленного государством налогового преимущества на поведение определенного налогоплательщика. Здесь может возникнуть важный вопрос – возможно ли получить и обобщить подходящие данные, из которых в настоящее время состоит налоговая тайна.
Положения о налоговой тайне регулируются ст. 102 НК РФ, в соответствии с которой к ней относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением отдельных, жестко оговоренных данных. Данные об используемых налогоплательщиком налоговых льготах в список таких исключений не попали.
Разглашать и получать данные о суммах и количестве используемых налогоплательщиком налоговых льгот не имеют право ни министерства, ни Счетная палата Российской Федерации.
Во многих странах действует законодательно закрепленный институт налоговой публичности, согласно которому есть возможность публикации определенных налоговых сведений по конкретному налогоплательщику. Перечень подобных сведений устанавливается законодательно и носит закрытый характер. Тем самым достигается соблюдение прав контроля за исполнением налогоплательщиками налоговой повинности.
На основании вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
1. Понятие «налоговая льгота» должно иметь четкое определение.
2. Если налогоплательщик не в состоянии уплачивать налог в полном размере, то только в таком случае налоговая льгота будет предоставляться постоянно. В других случаях льгота должна предоставляться на определенный срок и конкретную цель.
3. Если налоговая льгота будет предоставляться по объекту «доходы», то нужно ставить конкретные условия использования для налогоплательщиков.
4. Для того чтобы аудит эффективности налоговых льгот прошел на высоком уровне, следует назначить ответственных исполнителей.