Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 458)

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Козлова Н.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 458) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ № 458)

Козлова Наталья Владимировна
студент Челябинского государственного университета, г. Челябинск
Фирсова Марина Александровна
научный руководитель, научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент Челябинского государственного университета, г. Челябинск

В современной экономике образование играет одну из важнейших ролей по стабилизации институциональной системы, организует воспроизводство человеческого капитала, является одним из регуляторов рынка труда.

Система дошкольного образования по трудности решаемых задач и масштабам собственных материальных, трудовых и финансовых ресурсов представляет собой значимую общественную отрасль национальной экономики любого современного государства. К злободневным задачам управления финансами дошкольных образовательных учреждений относится проблема финансирования системы дошкольного образования [4, с. 35].

В настоящее время в России сформировалась уникальная система дошкольного образования, которая гарантирует всестороннее полноценное образование, изучение и становление детей дошкольного возраста.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Образование в РФ в соответствии с новым законом подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [2].

При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

  1. дошкольное образование; 
  2. начальное общее образование; 
  3. основное общее образование; 
  4. среднее общее образование. 

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования.

Согласно новому документу, дошкольное образование, становится отдельным и самостоятельным уровнем, регулируемым федеральными государственными образовательными стандартами. Также дошкольное образование четко отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Это расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.

В связи с этим изменится и схема его финансового обеспечения – она будет аналогична «школьной». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» четко определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты РФ, а в какой — на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением детских садов [2].

Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности [4, с. 60].

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей.

Основным источником финансирования дошкольного образования являются, в первую очередь, бюджетные средства.

Кроме основного источника финансирования, выделяют дополнительные источники. Роль и значение дополнительных источников в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность.

В Федеральном законе «Об образовании» определено, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, а также имеет самостоятельный расчётный счёт, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им в соответствии с уставом по своему усмотрению. Это дает возможность расширять возможности и привлекать дополнительные средства. Таким образом, у дошкольных образовательных учреждений могут быть дополнительные источники финансирования. К ним относятся:

  • плата родителей за дополнительные образовательные услуги;
  • доходы учреждения от предпринимательской деятельности;
  • благотворительные пожертвования предприятий и граждан;
  • денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Все доходы бюджетного учреждения от деятельности, приносящей доход, Согласно законодательству, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом учредитель не вправе пользоваться и распоряжаться этими доходами [2].

Доходы от оказания платных услуг, как основной вид внебюджетных средств большинства бюджетных учреждений, рассчитываются на основе планирования количества платных услуг, которые будут оказаны в планируемом году, и цены (оплаты) единицы предоставленной услуги.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 458 работает с 1987 года. Лицензия серия А№ 0002000 от 24.10.2011 г.

Финансирование затрат МБДОУ № 458 осуществляется из средств бюджета г. Челябинска и средств, поступивших от родителей в качестве родительской платы. Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств за 2009—2013 г., руб. представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика расходов бюджетных и внебюджетных средств

за 20092013 г., руб.

Наименование

2009г

2010г

2011г

2012г

1 полугодие 2013г.

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Руб.

%

Бюджетные средства

8610726

75,92

8707096

81,34

11832156

84,92

17256710

86,50

19632623

88,50

Внебюджетные средства

2729505

24,06

1998088

18,66

2101289

15,08

2692635

13,50

2550000

11,50

Всего

11340231

100

107051847

100

13933445

100

19949345

100

22182623

100

 

Бюджетные средства занимают наибольший удельный вес в источниках финансирования дошкольного учреждения за период с 2009—2013 гг.

С каждым годом выделяемые средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения. Если в 2010 г. выделяемые средства составляли 86 % от плановых расходов, то в 2012 г. этот показатель уменьшился до 79 %. Увеличение размеров оплаты труда, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.

Расходы в общем объеме МБДОУ в 2013 г. увеличились на 110 % по сравнению с 2009 г. Увеличение показателя в 2013 г. по отношению к 2009 г. произошло за счёт увеличения таких показателей, как расходы на приобретение продуктов питания, расходы на оплату труда, оплату коммунальных услуг, текущих расходов МБДОУ.

Рост показателя расходов в 2013 году по сравнению с 2009 годом обусловлен повышением оплаты труда, увеличением размера начислений на оплату труда, индексацией текущих расходов на 8,7 %.

Финансовое состояние учреждения в значительной степени зависит от качества управления финансами.

Основные функции управления финансами включают:

  • планирование финансовых ресурсов;
  • оперативное управление финансами;
  • контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.

Целью управления финансами является улучшение финансового состояния учреждения. Для достижения данной цели используются следующие методы: сокращение расходов и увеличение доходов.

Для повышения эффективности расходования бюджетных средств в МБДОУ № 458 следует принять следующие меры:

  1. Увеличить долю закупок на конкурсной основе и методом котировок. Это приведет к экономии бюджетных средств, а также своевременному и качественному выполнению функций.
  2. Экономия энергоснабжающих ресурсов приведет к экономии бюджетных средств по коммунальным услугам за счет установки измерительных приборов. Замена неэффективных ламп, таких как лампы накаливания на энергосберегающие в системах освещения МБДОУ № 458, позволит реализовать потенциал энергосбережения.

Среди основных проблем в теплоснабжении здания МБДОУ № 458 можно выделить такие как: износ системы теплоснабжения и значительные потери тепловой энергии через дверные проемы, ограждающие конструкции.

В целях экономии тепловой энергии необходимо установить в здании регулирующую и управляющую аппаратуру, то есть установить автоматизированный тепловой пункт. Такое оборудование позволяет повышать или понижать расход тепловой энергии в соответствии с внешней температурой воздуха, таким образом, появится возможность снизить затраты на тепловую энергию.

  1. Установление периодичности профилактического обслуживания средств вычислительной техники и оборудования сможет продлить срок службы техники, а значит, уменьшить расходы на ее приобретение и ремонт.
  2. Введение контроля за расходованием материальных запасов сможет привести к экономии средств по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
  3. Планирование кассового расхода приведет к минимизации остатков лимитов бюджетных обязательств на конец года.

Реализация предложенных мероприятий приведет к значительной экономии выделенных бюджетных средств.

Внедрение в практику работы муниципального дошкольного образовательного учреждения № 458 дополнительных платных услуг (хореография, дополнительные индивидуальные занятия с логопедом, психологом и т. д.) привлечет дополнительные средства на решение уставных задач.

Предлагаемые меры позволят повысить эффективность расходования бюджетных средств МБДОУ, улучшить финансовое состояние учреждения в целом.

 

Список литературы:

  1. Организация финансового менеджмента в вузе / Клюев А.К. Университетское управление. — 2012.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «РГ» — Федеральный выпуск № 5976;
  3. Финансовый анализ. Управление финансами/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.: Учеб. пособие для вузов.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 639 с.
  4. Финансы / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — Инфра-М. — 2010. — с. 221
  5. Финансы / Л.М. Подъяблонская, учебник, 2011 г.— с. 407
  6. Финансы / В.А. Останин, Учебное пособие , 2011 г., — с. 402
  7. Экономические основы социальной работы/ под ред. Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова
  8. Финансы / Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, Проспект, 2011. — с. 640
  9. Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения» № 10, 2011 года
  10. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений / А.И. Вавилов, — Высшая школа экономики