ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА
Информация является главной естественной потребностью человека. Человек с древних времен искал и создавал информацию об окружающем мире, тем самым прошел тернистый путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности.
Еще совсем в недалеком прошлом информационное пространство ребенка защищалось и регулировалось родителями и учителями. Ведь, несовершеннолетие ребенка порождает не только преимущественное право родителя на воспитание, образование, но, прежде всего, возлагает на него обязанности по обеспечению определенных условий для развития ребенка [1, c.310]. Относительно легко поддавались контролю родителей телевизионные каналы, которые смотрел ребенок или книги и даже круг общения ребенка. Соответственно, проблема негативного контента решалась легко, быстро и сама собой.
Киберпространство перенесла большие изменения в последние 20-25 лет. И оно уже больше никогда не станет прежним. Главной причиной является технический прогресс. Конечно, в современном мире информационное поле является гигантским образовательным, развлекательным и познавательным ресурсом который прежде всего необходим для всестороннего развития современного ребенка. Вместе с тем стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение столкнуться с совершенно новыми вызовами, которые оказывают вредоносное влияние, разрушительно воздействуют на психическое, физическое, духовное и нравственное развитие детей.
Таким образом, социализация через такие традиционные институты как семья и школа все активнее дополняется средствами массовой информации.
Вместе с тем именно Интернет является сегодня главным источником противозаконного контента. По данным анализа медапотребления детей и подростков Роскомнадзора:
-более трети детей 9-16 лет сталкивались в сетях с материалами сексуального характера;
-каждый второй ребенок 11-16 лет сталкивался в Интернете с угрозами физическому здоровью, пропагандой насилия и расовой ненависти;
-треть российских школьников лично получали сообщения сексуального характера в Интернете;
-каждый десятый ребенок подвергался кибербулингу (виртуальной травле, опасной агрессии киберсреды) [2, с.7].
Соответствующее нормативно-правовое регулирование должно разрешать проблемы контентной фильтрации с учетом запрещенных категорий сайтов и возраста юного пользователя Интернета.
Обеспечение информационной безопасности детей является общепризнанным принципом международного права. Конвенция ООН о правах ребенка, в статьях 13 и 17 провозглашая обязанность государства обеспечивать право доступа детей к информации, которая способствует их полноценному разностороннему развитию, в то же время требует от государств введения соответствующих ограничений для доступа детей к информации, которая способна причинить вред их здоровью и развитию.
Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» является основным базовым нормативно-правовым актом в сфере обеспечения информационной безопасности. Данный Закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющий вред их здоровью и (или) развитию.
Ключевым законодательным актом в сфере интернет-безопасности также является Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Принципиальное значение имеет Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ, который внес изменения в основной закон. Это так называемый «Закон о черных списках в Интернете», принятие которого, по мнению ряда критиков и скептиков, должно было повлечь парализацию работы Рунета.
Закон регламентирует порядок работы Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено. Сегодня он выполняет роль «скальпеля, вырезающего вредные области информации в Интернете» и достаточно успешно функционирует.
На сегодняшний день главными проблемами российского общества в сфере детства в области конструирования информационного пространства признаются:
-недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, в том числе неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
-нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
-несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту [3, с.16].
Согласно статье 20 Закона государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляют в пределах своей компетенции Минсвязи, Роскомнадзор, Рособрнадзор и др.
Необходимо отметить, что прокуратура РФ играет также очень важную роль в механизме государственного контроля и надзора в сфере информационной безопасности детей.
Так, прокурором Азнакаевского района в суд направлено заявление в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет странице запрещенной. Решением суда от 26 октября 2018 г. по делу № 2А-1231/2018 административное исковое заявление Азнакаевского городского прокурора было удовлетворено, а информация, размещенная на интернет страницах запрещенной [4].
Тем не менее пробелов действующего законодательства достаточно. Например, перечень видов информации, причиняющих вред здоровью и развитию детей не доработан и его необходимо уточнить. Так, практика требует расширение этого перечня и включения в него вредных игр. К сожалению, действующее законодательство не предусматривает мер защиты детей от вредной информации причиняющий вред здоровью и психическому развитию детей, которую могут нести детские игры и игрушки.
Кроме того закон не распространяется на сувенирную продукцию и предметы детского обихода, на которой нередко видны знаково-опознавательная артрибутика эротического характера, а также наркопотребления. Это различные аксессуары, такие как детские сумочки, косметички тд.
Вместе с тем имеются некоторые проблемы практического применения закрепленных в законе «возрастной» классификации и маркировки информационной продукции. К сожалению, производители игрушек не всегда могут объективно оценить степень опасности для детей.
Необходимо отметить и факт отсутствия юридической ответственности за размещение запрещенной для детей информации. Так, если противоправность материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информация о наркотических средствах и психотропных веществах закреплены законодательно, то вот пропаганда суицида федеральным законодательством не запрещена. В этой связи целесообразно устранить пробел посредством внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить, что контентная фильтрация разработана не для того, чтобы запрещать, а для защиты детей от вредной информации. Поэтому любые меры по ограничению доступа ребенка к информации должны преследовать исключительно интересы самого юного пользователя Интернета.