Статья:

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мингазова А.Р. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120551 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА

Мингазова Алина Раилевна
студент, Учреждение высшего образования Университет управления «ТИСБИ», РФ, г. Казань
Тагева Санавбар Назиркуловна
научный руководитель,

 

Информация является главной естественной потребностью человека. Человек с древних времен искал и создавал информацию об окружающем мире, тем самым прошел тернистый путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности.

Еще совсем в недалеком прошлом информационное пространство ребенка защищалось и регулировалось родителями и учителями. Ведь, несовершеннолетие ребенка порождает не только преимущественное право родителя на воспитание, образование, но, прежде всего, возлагает на него обязанности по обеспечению определенных условий для развития ребенка [1, c.310]. Относительно легко поддавались контролю родителей телевизионные каналы, которые смотрел ребенок или книги и даже круг общения ребенка. Соответственно, проблема негативного контента решалась легко, быстро и сама собой.

Киберпространство перенесла большие  изменения в  последние 20-25 лет. И оно уже больше никогда не станет прежним. Главной причиной является технический прогресс. Конечно, в современном мире  информационное поле является гигантским образовательным, развлекательным и познавательным ресурсом который прежде всего необходим для всестороннего развития современного ребенка. Вместе с тем стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение столкнуться с совершенно новыми вызовами, которые  оказывают вредоносное влияние, разрушительно воздействуют на психическое, физическое, духовное и нравственное развитие детей.

Таким образом, социализация через такие традиционные институты как семья и школа все активнее дополняется средствами массовой информации.

Вместе с тем именно Интернет является сегодня главным источником противозаконного контента. По данным анализа медапотребления детей и подростков Роскомнадзора:

-более трети детей 9-16 лет сталкивались в сетях с материалами сексуального характера;

-каждый второй ребенок 11-16 лет сталкивался в Интернете с угрозами физическому здоровью, пропагандой насилия и  расовой ненависти;

-треть российских школьников лично получали сообщения сексуального характера в Интернете;

-каждый десятый ребенок подвергался кибербулингу (виртуальной травле, опасной агрессии киберсреды) [2, с.7].

Соответствующее нормативно-правовое регулирование должно разрешать проблемы контентной фильтрации с учетом запрещенных категорий сайтов и возраста юного пользователя Интернета.

Обеспечение информационной безопасности детей является общепризнанным принципом международного права. Конвенция ООН о правах ребенка, в статьях 13 и 17 провозглашая обязанность государства обеспечивать право доступа детей к информации, которая способствует их полноценному разностороннему развитию, в то же время требует от государств введения соответствующих ограничений для доступа детей к информации, которая способна причинить вред их здоровью и развитию.

Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» является основным базовым нормативно-правовым актом в сфере обеспечения информационной безопасности. Данный Закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющий вред их здоровью и (или) развитию.

Ключевым законодательным актом в сфере интернет-безопасности также является Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Принципиальное значение имеет Федеральный закон от  28.07.2012 №139-ФЗ, который внес изменения в основной закон. Это так называемый «Закон о черных списках в Интернете», принятие которого, по мнению ряда критиков и скептиков, должно было повлечь парализацию работы Рунета.

Закон регламентирует порядок работы Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено. Сегодня он выполняет роль «скальпеля, вырезающего вредные области информации в Интернете» и достаточно успешно функционирует.

На сегодняшний день главными проблемами российского общества в сфере детства в области конструирования информационного пространства признаются:

-недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, в том числе неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;

-нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

-несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту [3, с.16].

Согласно статье 20 Закона государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляют в пределах своей компетенции Минсвязи, Роскомнадзор, Рособрнадзор и др.

Необходимо отметить, что прокуратура РФ играет также очень важную роль в механизме государственного контроля и надзора в сфере информационной безопасности детей.

Так, прокурором Азнакаевского района  в суд направлено  заявление в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет странице запрещенной. Решением суда от 26 октября 2018 г. по делу № 2А-1231/2018 административное исковое заявление Азнакаевского городского прокурора было удовлетворено, а информация, размещенная на интернет страницах запрещенной [4].

Тем не менее пробелов действующего законодательства достаточно. Например, перечень видов информации, причиняющих вред здоровью и развитию детей не доработан и его необходимо уточнить. Так, практика требует расширение этого перечня и включения в него вредных игр. К сожалению, действующее законодательство не предусматривает мер защиты детей от  вредной информации причиняющий вред здоровью и психическому развитию детей, которую могут нести детские игры и игрушки.

Кроме того закон не распространяется на сувенирную продукцию  и предметы детского обихода, на которой нередко видны знаково-опознавательная артрибутика эротического характера, а также  наркопотребления. Это различные аксессуары, такие как  детские сумочки, косметички тд.

Вместе с тем имеются некоторые проблемы практического применения закрепленных в законе «возрастной» классификации и маркировки информационной продукции. К сожалению, производители  игрушек не всегда могут объективно оценить степень опасности для детей.

Необходимо отметить и факт отсутствия юридической ответственности за размещение запрещенной для детей информации. Так, если противоправность материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, информация о наркотических средствах и психотропных веществах закреплены законодательно, то вот пропаганда суицида федеральным законодательством не запрещена. В этой связи целесообразно устранить пробел посредством внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что контентная фильтрация разработана не для того, чтобы  запрещать, а для защиты детей от вредной информации. Поэтому любые меры по ограничению доступа ребенка к информации должны преследовать исключительно интересы  самого юного пользователя Интернета.

 

Список литературы:
1. Тагаева С.Н. Правовая природа ответственности родителей // Семья и семейные ценности в РФ: социально-правовой аспект: мат. межд. науч.-практ. конф., приуроченной к юбилею доктора юридических наук, профессора Ю.Ф. Беспалова. М., 2019. С.306-311.
2. Отчёт об итогах деятельности роскомнадзора по профилактике нарушений обязательных требований за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rkn.gov.ru/docs/Otchjot_ob_itogakh_dejatel6nosti_Roskomnadzora_po_profilaktike_narushenij_objazatel6nykh_trebovanij_za_2018_god.docx- (Дата обращения: 12.02.2022).
3. Удачина Г.Л. Правовые аспекты обеспечения права ребенка на защиту от негативной информации//Сборник материалов Республиканского форума в защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию,  К., 2016. 108с.
4. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/IZXChK0CdTmj/