Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА (ИНН) В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Алиев М.А., Алиев Ш.А., Чунихин А.П. ПРИМЕНЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА (ИНН) В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121443 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА (ИНН) В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

Алиев Магомед Алиевич
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Алиев Шамиль Алиевич
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Чунихин Александр Павлович
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Исаенков Александр Андреевич
научный руководитель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Основной закон Российской Федерации определяет, что каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. В свою очередь, ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] регламентирует основания отказа судом в принятии искового заявления. Данное положение в ГПК РФ является обыденным, оно также перекликается с законом РСФСР 1964 г. Цель введения данного основания обуславливает установление в законе исчерпывающего перечня случаев ограничения права на судебную защиту. Не сомневаясь можно сказать о том, что данный институт предпосылок права на предъявление иска имеет весомую значимость. Однако на практике и в нормативно-правовом регулировании существуют весомые недостатки и пробелы. В 2020 году произошли изменения в отдельных частях гражданского процессуального законодательства. ГПК РФ закрепил, что в исковом заявлении необходимо указывать любой из идентификаторов граждан-ответчиков, к примеру: ИНН, СНИЛС и т.д. Однако Государственной Думой РФ 14 декабря 2021 года были приняты законодательные документы [2], в котором говорится, что, если истец не знает дату и место рождения ответчика, один из идентификаторов его (СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта или водительского удостоверения), об этом указывается в заявлении, то такая информация будет запрашиваться судом в рамках информационной системы межведомственного взаимодействия от органов, которые располагают соответствующими сведениями. В этом случае срок принятия искового заявления и судебного приказа к производству исчисляется со дня получения судом этих сведений.

Почему же законодатель уделил особое внимание именно ИНН в качестве идентификатора, а не другим? Ведь, ИНН не относится к персональным данным и номер налогоплательщика не находятся под защитой целой серий законов: Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «О персональных данных» и т.д. Возникают все возможные трудности в получении различными органами, не только ФССП, номера идентификаторов. Другим обоснованием является то, что указание ИНН повлияет, а самое главное упростит работу судебных приставов. Поиск должников упростится, а самое главное станет доступным и больше не будут всплывать истории, когда взыскивают денежные средства со сторонних лиц, т.е. произойдет минимизация рисков с ошибочной идентификацией.

Однако практики, которые специализируются по гражданским делам, имеют обратное мнение о данном нововведении. После того как приняли исковое заявление к производству, заявители гражданского судопроизводства могут заявить заявление об истребовании информации. К примеру, граждане, обращающие для защиты, могут указать в качестве ИНН рандомные цифры, ссылаясь на простую невнимательность или ошибку, а после воспользоваться вышеуказанном правом, так как это не наказуемо. Также, если лицо указывает недостоверные данные, рождается обоснованный риск, который может проявиться в том, что суд перенесет в исполнительный документ, когда будет оформлять его, неверный сведения, в том числе и ИНН. И тогда пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, так как присутствуют явные не состыковки: идентификатор должника не совпадает с его наименованием. Процедуры исправления опечаток в исполнительных документах законодательством не предусмотрена. Для решения проблемы, которая проявляется в истребовании номер налогоплательщика, органам ФНС, ФМС совместными усилиями желательно было бы разработать специальный сервис, который предоставлял бы такую возможность. Можно с уверенностью говорить о целесообразности данного нововведения, которое вступит в законную силу с 20 июня 2022 года, оно не только облегчит процедуру истца, а также положительным образом скажется на работе судебных приставах, к примеру: избегание обращений взысканий на доходы граждан, чьи ФИО совпали с данными должника. Исходя из сказанного, приходим к выводу о том, что данное изменение ГПК РФ позволит упростить отслеживание ответчика судебными приставами, а также уменьшится вероятность того, что долг по исполнительному производству - будет направлен именно на конкретное лицо. Однако, проблема данного новаторства, по нашему мнению, выражается в том, что, когда истец, все же знал ИНН предполагаемого нарушителя субъективного права или законного интереса истца, будучи уверенным в нем, но переписав неправильно, даже не подозревая об этом, суд в свою очередь, может не надлежащим образом перепроверить его подлинность. Да, если это обнаружится, то суд может сослаться на ст. 136 ГПК РФ «Оставление искового заявления без движения». Однако, с помощью ИНН можно решить данную проблему в виде рассмотрения вопроса не о запросах судом идентификаторов, если истцу ничего не известно об ответчике, а создать «облачную единую базу данных» идентификационных номеров налогоплательщиков с ограниченным доступом только для суда. Таким образом, сократиться время на проверку лиц, а также не нужно будет запрашивать необходимую информацию в юрисдикционных органах.

 

Список литературы:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Принят Государственной Думой 14 декабря 2021 года; Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года // Вступит в силу с 20.06.2022 г.