ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА ИЖЕВСКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДА ИЖЕВСКА
EVALUATION OF THE SOCIAL EFFECTIVENESS OF MEDICAL ASSISTANCE TO THE POPULATION OF IZHEVSK
Ekaterina Sergeeva
Student of Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk
Elizabeth Vakhrusheva
Student of Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk
Vladimir Savelyev
Dr. Medical Sciences, Professor of Public Health and Public Health Department, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk
Аннотация. В статье излагаются результаты исследования социальной эффективности медицинской помощи в соответствии с анкетой, проводимой среди жителей города Ижевска. На основе опрошенных данных анализируется деятельность медицинских организаций.
Abstract. The article describes the results of the study of social efficiency of medical assistance in accordance with the questionnaire conducted among the residents of Izhevsk. The activities of medical organizations are analysed on the basis of the information provided.
Ключевые слова: социальная эффективность, медицинская помощь, деятельность медицинских организаций, анкета
Keywords: social efficiency, medical assistance, activity of medical organizations, questionnaire
Цель нашего исследования — оценить качество оказания медицинской помощи в медицинских организациях города Ижевска на основе рассчитанных показателей социальной эффективности.
Задачи:
1.Ознакомиться с понятием социальной эффективности системы здравоохранения.
2.Составить анкету для пациентов с целью подсчета
социальной эффективности.
3.Проанкетировать пациентов, рассчитать
социальную эффективность.
4.Сделать вывод о деятельности медицинских организаций в городе Ижевске на основе полученных результатов.
В современном этапе оценка деятельности по оказанию услуг осуществляется благодаря такому показателю, как эффективность. В целом, под понятием «эффективность» понимают степень достижения конкретных результатов. В здравоохранении эффективность — отношение медицинских результатов, выраженных в определенных показателях (медицинских, социальных и экономических вычислений), к произведенным затратам (плата за результат). [7] Поскольку деятельность системы здравоохранения влияет на разные сферы жизни общества и государства, то и ее эффективность не может быть определена однозначно. В нашей статье мы подробно доложим об одном из видов эффективностей здравоохранения, а точнее — социальной.
Социальная эффективность — мера оценки результатов реализации социокультурных программ и проектов с точки зрения их социальной необходимости (вклад в решение социально значимой проблемы), социальной полезности (снижение уровня социальной напряженности), социальной привлекательности (желание пользоваться этими результатами). Социальная эффективность здравоохранения характеризуется улучшением показателей общественного здоровья, снижением заболеваемости, инвалидности, увеличением продолжительности жизни, уменьшением общей и младенческой смертности, улучшением демографических показателей, а также повышением степени удовлетворенности населения медицинской помощью и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием.
Изучение социальной эффективности медицинской помощи проводилось путем вычисления коэффициента ранговой корреляции. [1, 4] Коэффициент ранговой корреляции — это показатель, характеризующий связь между явлениями, которая проявляется не в каждом отдельном случае, а при массовом сопоставлении рассматриваемых признаков. Вычисление данного показателя производилось с учетом следующих факторов: пола, возраста, материального и социального положения, места проживания, образования исследуемых, и осуществлялось по формуле:
Формула для расчёта коэффициента ранговой корреляции (р): |
1 - ((6*всего(d*d))/(n*((n*n)-1)) |
Где d – разность рангов, n – порядковые номера (ранги), p – коэффициент ранговой корреляции.
Значение коэффициента корреляции варьирует в пределах от 0 до 1. Считается, что размеры коэффициента корреляции до 0,3 отражают слабую связь между явлениями, от 0,31 до 0,69 — среднюю, от 0,7 — 0,99 — сильную степень связи. Также различают прямую (или положительную) и обратную (или отрицательную) корреляционную связь. Что касается оценки критерия достоверности: при t ≥ 1,96 степень вероятности безошибочного прогноза составляет >95,5%. (В наших расчетах t > 1,96).
Таблица 1.
Аналоговая корреляционная зависимость социальной эффективности медицинской помощи от разных показателей
|
коэффициент |
Пол (мужской / женский) |
0,9 |
Возраст (молодой / пожилой) |
0,96 |
Социальное положение (женат или замужем / не женат или не замужем) |
0,94 |
Место проживания (город / село) |
0,89 |
Материальное положение (доход на одного члена семьи составляет выше / ниже прожиточного минимума) |
0,86 |
Образование (высшее / среднее) |
0,84 |
Частота посещения (часто / редко) |
0,88 |
Тип МО (бюджетные / частные) |
0,87 |
Исходя из данных таблицы № 1, можно сделать следующий вывод: социальная эффективность медицинской помощи имеет сильную, прямую, достоверную степень зависимости от всех выше перечисленных параметров: пола, возраста, социального и материального положения, городского или сельского населения, образования, частоты посещения, типа посещаемой медицинской организации.
Методом корреляции была определена степень социальной удовлетворенности медицинской помощи. [1, 3, 5, 6]
Для расчета коэффициента социальной удовлетворенности применялась следующая формула:
Кс = число случаев удовлетворенности пациентов медицинской помощью/ число оцениваемых случаев.
Опросу подлежали 340 человек, в связи с чем были получены следующие результаты:
Кс в зависимости от пола:
Кс (у женщин) = 106/264 = 0,4
Кс (у мужчин) = 34/76 = 0,5
Таким образом, женская часть опрошенного населения в меньшей степени удовлетворена оказанием медицинской помощью, чем мужская. И женщины, и мужчины имеют среднюю степень удовлетворенности.
Кс в зависимости от возраста:
Кс (у молодых) = 122/312 = 0,4
Кс (у пожилых) = 14/26 = 0,5
Таким образом, молодые люди среди опрошенного населения в меньшей степени удовлетворены оказанием медицинской помощи, чем пожилые. И молодые, и пожилые люди имеют среднюю степень удовлетворенности .
Кс в зависимости от материального положения:
Кс (у людей, чей ежемесячный доход на одного члена семьи составляет меньше прожиточного минимума) = 20/106 = 0,2
Кс (у людей, чей ежемесячный доход на одного члена семьи составляет больше прожиточного минимума) = 150/234 = 0,6
Таким образом, люди, чей ежемесячный доход составляет меньше прожиточного минимума, в меньшей степени удовлетворены оказанием медицинской помощи, чем люди, чей ежемесячный доход составляет больше прожиточного минимума.
Кс в зависимости от городского или сельского населения:
Кс (у горожан) = 112/258= 0,4
Кс (у сельчан) = 30/82 = 0,4
Таким образом, и горожане, и сельчане имеют среднюю степень удовлетворенности оказания медицинской помощи.
Итак, по данным проведенного опроса среди 340 человек, мы получили следующие результаты: наиболее удовлетворенными качеством медицинской помощи оказались мужчины, пожилые люди, граждане, чей доход на одного члена семьи составляет больше прожиточного минимума. Наименее удовлетворенными качеством медицинской помощи оказались женщины, молодые люди, граждане, чей доход на одного члена семьи составляет меньше прожиточного минимума. Горожане и сельчане удовлетворены оказанием медицинской помощью в равной степени.