Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННО-ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАВИГАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННО-ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАВИГАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Турищев Д.В. [и др.]. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122449 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННО-ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАВИГАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Турищев Дмитрий Викторович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Пугачев Максим Владимирович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Григорьев Евгений Александрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Калюжный Артём Вячеславович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Королев Александр Иванович
канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

При создании помехозащищенных автономных навигационных систем широкое распространение получил метод навигации по физическим полям Земли, основанный на сопоставлении значений некоторых параметров поля, измеренных в процессе движения объекта и рассчитанных по данным подготовленной карты поля [3]. Для практической реализации данного метода навигации необходимо наличие априорной картографической информации с известным уровнем погрешностей и учета изменения координат объекта.

Метод навигации по физическим полям Земли использует при обработке измерений параметров поля корреляционно-экстремальные методы для определения координат объекта в соответствии с положением точки максимума взаимной корреляционной функции измеренных значений параметра поля и рассчитанных с использованием карты. Системы получили название корреляционно-экстремальных навигационных систем (КЭНС) [3].

В состав данных систем входят следующие основные составляющие [1]:

- измеритель используемых параметров поля;

- картографическая база данных;

- вычислитель, реализующий алгоритм решения задачи выработки поправок к бортовой непрерывно работающей навигационной системе [3].

По объему используемой измерительной информации системы разделяются на классы:

- система 1-го класса (измерительная информация в текущий момент времени снимается в точке, выходной сигнал датчика поля представляет собой скалярную величину);

- система 2-го класса (за цикл сканирования формируется информация о поле вдоль произвольных, но заранее выбранных линий, выходной сигнал датчика поля представляет собой вектор);

- система 3-го класса (рабочая информация в каждый момент времени снимается с участка площади, выходной сигнал датчика поля представляет собой кадр).

Примеры данных классов представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Примеры данных классов

 

Физические поля Земли, используемые в навигации [1]:

- пространственные поля Земли, параметры которых определены в каждой точке околоземного пространства (магнитное и гравитационное поля);

- поверхностные поля Земли, параметры которых для различных объектов определены лишь на земной поверхности.

Наиболее информативными полями являются поверхностные поля, в частности поле оптического контраста, ввиду информационной содержательности любого малоразмерного объекта земной поверхности в сочетании с высокой разрешающей способностью оптических приборов. Для решения задач навигации может быть использована информация следующих полей [2]:

- поле рельефа земной поверхности (измерение параметров поля осуществляется с помощью радиовысотомеров или дальномеров, используется также информация от барометрических или инерциальных измерителей высоты);

- оптическое поле земной поверхности, которое образуется отдельными объектами и их взаимным расположением в видимом диапазоне излучений и характеризуется геометрическими, яркостными и спектральными признаками изображения (бортовые измерения параметров этого поля осуществляются оптическими или телевизионными средствами получения изображений);

- тепловое поле земной поверхности, образуемое электромагнитным излучением отдельных ее элементов в инфракрасном, сантиметровом или миллиметровом диапазонах волн и характеризующееся кажущейся температурой этих объектов (эта температура измеряется с достаточно больших расстояний радиометрами, работающими в соответствующих диапазонах длин волн);

- поле радиолокационного контраста, характеризующее отражательные свойства местности в радиодиапазоне длин волн (количественные показатели коэффициента отражения радиоволн измеряются бортовыми радиолокаторами со сканирующим лучом или с синтезированной апертурой);

- магнитное поле Земли, характеризующееся напряженностью и направлением магнитных силовых линий (бортовые измерения этих полей выполняются индукционными, феррозондовыми, квантовыми магнитометрами);

- гравитационное поле Земли, характеризующееся силой притяжения (бортовые датчики этого поля (гравиметры) строятся на основе измерения силы притяжения эталонных масс, расположенных на борту подвижного объекта, к земной поверхности в данном месте).

К основными достоинствами КЭНС относятся [2]:

- автономность системы;

- скрытность функционирования;

- высокая точность измерения;

- линейность характеристик измерения;

- высокая чувствительность современных оптических систем;

- отсутствие накапливающихся погрешностей;

- широкая возможность использования неавтоматизированных (визуальная ориентировка) и автоматизированных средств измерения.

Однако, несмотря на перечисленные преимущества, применение КЭНС в качестве единственной системы навигации невозможно по следующим причинам:

- подверженность искусственным и естественным помехам;

- ограниченное быстродействие (высокие требования к вычислительным устройствам);

- сложность наведения на подвижный объект;

- необходимость подготовки априорной актуальной эталонной информации;

- высокая стоимость;

- относительно длительный срок подготовки к боевому применению;

- неэффективность в условиях отсутствия ориентиров (моря, пустыни и т.п.);

- необходимость преобразования текущего изображения с датчиков информации в форму, удобную для сравнения с эталоном;

- необходимость наличия большого объема памяти для хранения эталонного изображения и большой объем вычислений.

 

Список литературы:
1. Джанджгава Г. И. Навигация по геополям: научно-методические материалы (монография). В помощь разработчикам систем автономной навигации с использованием данных о геофизических полях / Г. И. Джанджгава, Л. И. Августов. – Москва: Научтехлитиздат, 2018. – 293 с.
2. Павлов Н. В. Бортовое радиоэлектронное оборудование: Навигационные системы и комплексы (Аналитический обзор по материалам зарубежных информационных источников) / Н. В. Павлов; под общей редакцией Е. А. Федосова; Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. – Москва: ГосНИИАС,  2014. – 140 с.
3. Странгуль О. Н. Корреляционно-экстремальные системы навигации и локации подвижных объектов / О. Н. Странгуль, В. П. Тарасенко. – Текст: непосредственный // Автоматика и телемеханика. – 2001. – № 7. – С. 201–210.