Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Турищев Д.В. [и др.]. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122455 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Турищев Дмитрий Викторович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Пугачев Максим Владимирович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Григорьев Евгений Александрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Калюжный Артём Вячеславович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Королев Александр Иванович
канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

Подверженность радиотехнических систем навигации воздействию преднамеренных помех требует наличия в бортовом комплексе БпЛА систем, обладающих высокой помехозащищенность и автономностью функционирования [2]. К таким системам относится инерциальная навигационная система (ИНС).

Преимущества ИНС:

- автономность работы;

- высокая помехозащищенность;

- непрерывность функционирования в любое время года и суток, при любой погоде, под землей и под водой.

Принцип функционирования ИНС построен на инерциальном методе навигации и управления движением объекта, основанном на свойствах инерции тел [1]. Т. е. определение координат местоположения, угловой пространственной ориентации, скорости движения, пройденного пути и др. параметров объекта осуществляется на основе измерений и интегрировании его ускорений и угловых скоростей с помощью установленных на борту приборов и устройств:

- датчиков линейного ускорения (акселерометров);

- гироскопических устройств (гиростабилизированной платформы), воспроизводящих систему отсчета на объекте;

- вычислительных устройств.

Существующие ИНС по наличию гиростабилизированной платформы делятся на платформенные (ПИНС) и бесплатформенные (БИНС).

Первоначально, для упрощения вычислительного алгоритма, использовались ПИНС, где инерциальные датчики устанавливались на гиростабилизированной платформе, развязанной от пространственных движений объекта с помощью трех- или четырехрамочного карданова подвеса.

В зависимости от взаимосвязи блоков измерителей ускорений и гироскопических устройств выделяются три типа ПИНС [3]:

- инерциальная система геометрического типа — позволяет определить координаты объекта с использованием данных о взаимном расположении платформ, одна из которых с гироскопами ориентирована и стабилизирована в инерциальном пространстве, а вторая с акселерометрами ориентирована и стабилизирована относительно плоскости горизонта;

- инерциальная система аналитического типа — координаты объекта рассчитываются в вычислителе, обрабатывающем сигналы, поступающие с акселерометров и устройств-определителей поворота объекта относительно гироскопов и акселерометров, неподвижных в инерциальном пространстве;

- инерциальная система полуаналитического типа — платформа, на которой распложены акселерометры и гироскопы, непрерывно стабилизируется по местному горизонту, при этом, координаты объекта определяются в вычислителе, расположенном вне платформы.

Однако в настоящее время основным направлением развития инерциальных систем летательных аппаратов является технология БИНС [1]. В данных системах избавились от таких недостатков ПИНС, как низкая точность определения координат, параметров движения объекта при пролете вблизи поверхности земли, либо при полете на высокоманевренных аппаратах, а также от больших массогабаритных размеров.

Специфика данного типа систем заключается в жесткой привязке блока чувствительных элементов к строительным осям объекта и в замене физической гироплатформы ее математической моделью [3].

В настоящее время в большей или меньшей степени удовлетворяют требованиям бесплатформенных систем основные технологии, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Типы датчиков БИНС

Тип гироскопов

Тип акселерометров

Лазерный (ЛГ).

Волоконно-оптический (ВОГ).

Волновой твердотельный (BTQ).

Микромеханический (ММГ)

Маятниковый компенсационного типа.

Микромеханический с упругим подвесом из монокристалла кремния

 

Согласно терминологии ГОСТ РВ 52 339–2005, перспективные БИНС относятся к системам 1-го класса точности [2]. Классы точности БИНС представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Классы точности БИНС

Параметр

Классы

1-й

2-й

3-й

1 Погрешность определения координат (2 σ), км/ч

0,92

1,85

3,7

2 Погрешность определения путевой скорости (2 σ) в автономном режиме, м/с

1

 

2–3

 

3,5–4

3 Погрешность определения углов (2 σ):

- крен, тангаж, град

- курс, град

0,05

0,15

 

0,1

(0,1+0,015 t)

0,1

(0,4+0,02 t)

 

Применение высокоточных БИНС дает существенный прирост боевой эффективности применения БпЛА.

Производство высокоточных БИНС сопровождается проведением необходимых работ, к которым можно отнести не только разработку алгоритмов ориентации, навигации и коррекции системы от GPS, но и улучшение технологии изготовления, сборки и юстировки отдельных элементов и всей системы [1].

Одним из путей повышения точностных характеристик ИНС является использование внешней информации для коррекции ошибок, накапливаемых навигационными системами в процессе функционирования. Известны методы радионавигационной коррекции с использованием информации от СНС, а также методы астрокоррекции. По сигналам спутникового приемоиндикатора теоретически возможна мгновенная как коррекция, так и выставка БИНС. Традиционными корректорами для БИНС являются оптические и радиолокационные системы наблюдения за поверхностью земли, доплеровские измерители скорости и угла сноса, радиосистемы ближней и дальней навигации и астросистемы [1].

 

Список литературы:
1. Веремеенко К. К. Анализ состояния разработок интегрированных инерциально-спутниковых навигационных систем / К. К. Веремеенко, Б. В. Кошелев, Ю. А. Соловьев. – Текст: непосредственный // Новости навигации. – 2010. – № 4. – С. 32–41.
2. Павлов Н. В. Бортовое радиоэлектронное оборудование: Навигационные системы и комплексы (Аналитический обзор по материалам зарубежных информационных источников) / Н. В. Павлов; под общей редакцией Е. А. Федосова; Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем. – Москва: ГосНИИАС,  2014. – 140 с.
3. Странгуль О. Н. Корреляционно-экстремальные системы навигации и локации подвижных объектов / О. Н. Странгуль, В. П. Тарасенко. – Текст: непосредственный // Автоматика и телемеханика. – 2001. – № 7. – С. 201–210.