ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ
DIAGNOSTICS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COASTAL TERRITORIES OF THE BLACK SEA REGION
Yana Konovalyuk
student, Sevastopol state University, Russia, Sevastopol
Anna Dubinina
student, Sevastopol state University, Russia, Sevastopol
Helen Matushevskaya
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Sevastopol state University, Russia, Sevastopol
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию и диагностике социально-экономического развития приморских территорий Причерноморья на основе изучения программ социально-экономического развития. В статье рассматриваются программы социально-экономического развития приморских территорий Причерноморья, а именно, Республики Крым и г. Севастополя, Краснодарского края, Абхазии и Турецкой республики, их основные направления и отличительные черты.
Abstract. This article is devoted to the study and diagnosis of the socio-economic development of the coastal territories of the Black Sea region based on the study of socio-economic development programs. The article considers the programs of socio-economic development of the coastal territories of the Black Sea region, namely, the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, Krasnodar Territory, Abkhazia and the Turkish Republic, their main directions and distinctive features.
Ключевые слова: социально-экономическая программа, социально-экономическое развитие, Причерноморье, развитие приморские территорий, направления развития.
Keywords: socio-economic program, socio-economic development, Black Sea region, development of coastal territories, development directions.
Провести диагностику социально-экономического развития страны возможно посредством изучения программы социально-экономического развития.
Цель статьи: изучить программы социально-экономического развития регионов, относящихся к территориям Причерноморья.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются: определить составляющие социально-экономического развития приморских территорий Причерноморья; получить общее понятие о программах социально-экономического развития приморских территорий Причерноморья; выявить основные сходства и отличительные черты программ социально-экономического развития.
Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» видит программу социально-экономического развития как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Экономическое развитие идет в ногу с социальными, иначе быть не может, так как два этих понятия дополняют друг друга. Программа социально-экономического развития региона разрабатывается соответствующим органом власти. Так, программа развития региона в социальной и экономической сфере включает в себя следующий устой планов: стратегических; долгосрочных; среднесрочных; текущих [2, с. 27].
С точки зрения Зенчевой Н.В., программа социально-экономического развития региона представляет собой комплекс производственных, организационно-хозяйственных, научно- исследовательских, опытно-конструкторских и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального, культурного, экологического развития региона [1, с.13].
Главенствующей целью создания и реализации программ социально-экономического развития является эффективное использование и развитие природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ партнерства в национальном и международном рынке труда, и тем самым достижение уровня устойчивого развития региона, всестороннее развитие граждан, проживающих в регионе, повышение их уровня и качества жизни.
В список основных задач региональных программ социально-экономического развития входят: организация оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики; действенное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона; бездефицитное ведения хозяйства; преодоление последствий стихийных бедствий; укрепление культурного потенциала; эффективное информационное и техническое обеспечение органов управления и хозяйственных организаций [2, с.78].
Программы социально-экономического развития являются мощным региональным инструментом развития, это может быть связано с тем, что при разработке программы можно сформулировать перечень местных проблем и структурировать эти проблемы для определения приоритетов развития.
Социально-экономическое положение субъекта РФ различно, что определяется его различным географическим положением, имеющимися возможностями для повышения его экономического потенциала и предоставления благоприятной среды для проживания его жителей [3, с. 220]. Создание комплексной программы развития экономической и социальной сферы региона как единого целого – вопрос особенностей условий природных ресурсов (в основном климатических характеристик), социодемографических (демографических, социальных и трудовых характеристик), экономики (развитие транспортного, кредитного и финансового секторов региона, покупательной способности населения) определяющих социально-экономические интересы каждого региона.
Формирование региональной программы социально-экономического развития - последовательный процесс, аккумулирующий все возможности региона и предполагающий выработку ряда мер, направленных на достижение целей и решение конкретных проблем (экономических, социальных, экологических и др.). Они требуют координации действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и полностью или частично финансируются из регионального бюджета [4, с. 12].
Комплексная система программ и прогнозных документов по социально- экономическому развитию региона включают в себя стратегию социально-экономического развития, собственно программу развития, текущие планы. Так, среднесрочная программа экономического и социального развития региона составляется на основе стратегии его социально-экономического развития и включает в себя перспективные направления развития региона и текущие показатели развития, исходя из основных направлений деятельности Правительства РФ на среднесрочную перспективу [3, с. 52].
В узком смысле все территории, относящиеся к Причерноморью можно определить, как прибрежные регионы. На рисунке представлены регионы, относящиеся к территориям Причерноморья.
Рисунок. Территории, относящиеся к территориям Причерноморья
Также в экспертных кругах в геополитическом смысле может применяться термин Большое Причерноморье. В данном случае подразумевается широкое значение термина, где Причерноморье включает в себя территорию черноморского бассейна – это регион население которого составляет 322,9 млн человек, он занимает площадь 19,1 млн км2, что в свою очередь является 4,7% карты мира, он располагается на территории 12 государств.
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" на период до 2025 года, основные направления которой: создание условий для роста уровня жизни населения Республики Крым и г. Севастополя; формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя; формирование и развитие энергетической, транспортной и социальной инфраструктуры; обеспечение транспортной доступности Крымского полуострова; гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов; эффективное использование туристско-рекреационного потенциала; создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым и г. Севастополе [6].
Государственная программа Краснодарского края "Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края" до 2025 года, основные направления которой: повышение уровня комплексного обеспечения муниципальных образований Краснодарского края объектами общественной инфраструктуры; формирование и продвижение экономической и инвестиционной привлекательности Краснодарского края за его пределами; развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности в Краснодарском крае; повышение производительности труда в организациях Краснодарского края на основе применения технологий бережливого производства; обеспечение эффективного исполнения государственных функций органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации государственной программы; улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Краснодарского края; развитие сферы торговли путем повышения качества обслуживания и уровня сервиса на территории Краснодарского края; повышение информированности населения Краснодарского края о социально-экономическом и инновационном развитии Краснодарского края; обеспечение разработки и корректировки, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Краснодарского края; улучшение качества обслуживания потребностей населения в безопасных и качественных перевозках воздушным транспортом на внутрирегиональных маршрутах межмуниципального сообщения на территории Краснодарского края, а также маршрутах с территории Краснодарского края и (или) на территорию Краснодарского края; улучшение качества обслуживания населения в части обеспечения безопасными и качественными перевозками общественным транспортом на межмуниципальных и муниципальных маршрутах; создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края; поддержка реализации инвестиционных проектов на территории Краснодарского края; повышение уровня обеспеченности населения Краснодарского края объектами социальной инфраструктуры государственной собственности [7].
Государственная программа "Социально-экономическое развитие Республики Абхазия на 2022-2025 годы", основные направления которой: повышение заработной платы работников бюджетной сферы и в целом по экономике; создание благоприятных условий для развития экономики и, в частности, формирование законодательной базы; развитие отдельных отраслей экономики за счет оказания мер государственной поддержки, в том числе сельского хозяйства, туризма, перерабатывающей промышленности; восстановление и реконструкция объектов инженерной, энергетической и транспортной инфраструктуры [8].
В программе социально-экономического развития Турецкой Республики обозначены ряд целей, поставленных турецким руководством во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, которых необходимо достичь к столетней годовщине образования Турецкой Республики в 2023 году: войти в десятку крупнейших экономик мира по объёму ВВП; увеличить экспорт до $ 500 млрд.; увеличить национальный доход на д.н. до $ 25 000; увеличить объём ВВП до $ 2 трлн.; снизить уровень безработицы до 5 %; сократить уровень неофициальной занятости до 15 %; принять новую Конституцию; увеличить количество туристов, ежегодно прибывающих в Турцию, до 50 млн человек; увеличить уровень занятости среди женщин до 38 %; построить 100 000 единиц социального жилья для бедных; достичь 100%-го уровня грамотности среди населения моложе 50 лет; увеличить число университетов до более чем 200; выйти на передовые позиции в мире по расходам на НИОКР; увеличить расходы на науку до 3 % ВВП; избавиться от зависимости от импорта иностранных вооружений [5].
Таким образом, подробно изучив основные направления, выделенные в программах социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, Краснодарского края, Республики Абхазии, Республики Молдовы и Турецкой Республики можно выявить ряд направлений, которые встречаются в большинстве программ. Так, территории Причерноморья чаще всего в своих программах выделяют необходимость увеличения потока туристов, посещающих регион, а также повышения уровня инвестиционной привлекательности региона.
Поскольку на территории Республики Крым проживают представители 175 национальностей, где основную национальную группу составляют русские (65% от общего населения), украинцы (16%) и крымские татары (13%), программа социально-экономического развития данного региона включает в себя необходимость гармонизации межнациональных отношений и устранения межэтнических конфликтов, что является ее отличительной чертой.
Программа социально-экономического развития Краснодарского края значительное внимание уделяет части социального-развития в таких направлениях как создание условий для финансового просвещения населения Краснодарского края и повышение уровня обеспеченности населения Краснодарского края объектами социальной инфраструктуры государственной собственности.
В связи с тем, что Республика Абхазия провозгласила независимость от Грузии 26 ноября 1994 года в данный момент она испытывает необходимость в создании и совершенствовании многих государственных структур и в целом устройства страны. Одним из важнейших направлений программы социально-экономического развития Республики на 2022-2025 годы выделено создание законодательной базы в целях создания благоприятных условий для развития экономики.
Среди целей, поставленных турецким руководством, выделяющимся является необходимость избавиться от зависимости импорта иностранных вооружений, что является важной целью в развитии геополитических отношений в мире. Также среди целей развития Турецкой Республики можно выделить направленность на повешение уровня образованности населения путем увеличения количества университетов в стране, в целях особое внимание уделяется необходимость достижения 100%-го уровня грамотности среди населения моложе 50 лет.