Статья:

МОНОПОЛИИ. КАКУЮ ОПАСНОСТЬ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДЛЯ РЫНКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
МОНОПОЛИИ. КАКУЮ ОПАСНОСТЬ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДЛЯ РЫНКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Игнатьев Д.С. [и др.]. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123474 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МОНОПОЛИИ. КАКУЮ ОПАСНОСТЬ ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДЛЯ РЫНКА

Игнатьев Дмитрий Сергеевич
студент, кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Зотов Глеб Владиславович
студент, кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Лушников Леонид Леонидович
студент, кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Малов Владислав Сергеевич
студент, кафедры информационно вычислительные комплексы, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Зотов Илья Владиславович
студент, кафедры самолетостроения, Институт авиационных технологий и управления, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Филиппова Ирина Александровна
научный руководитель,

 

Всем известно, что монополия, это такая рыночная структура, когда на рынке присутствует один единственный продавец. И барьеры для входа на данный рынок настолько высоки, что никто другой на этот рынок попасть не может.

Монополии возникают по разным причинам. Первый тип - это искусственные монополии. То есть монополия, возникшая временно, в силу воздействия каких-либо факторов. Например, фирма получила патент, осуществив собственную научную разработку.

Тем самым фирма стала монополистом на время действия патента, никто другой продукт этого патента выпускать не может. Также хороший пример этому явлению - поглощение фирмы другой фирмой, в результате чего последняя становится монополистом. То есть искусственной монополией, считается та, которая была создана в результате каких-либо административных мер.

Второй большая группа монополий - естественная монополия. Естественная монополия возникает тогда, когда на данном рынке не может быть другой рыночной структуры. То есть оно возникает при тех обстоятельствах, когда компании выгодно быть крупной, работа мелкой компании будет просто нерентабельной.

Компании может выгодно быть крупной, либо за счет возрастающей отдаче от масштаба, либо за счет так называемого эффективного размера фирмы. Эффективный размер фирмы - это объем производства при котором достигается минимальная себестоимость (минимальные средние общие издержки).

Естественная монополия существует в инфраструктурных видах деятельности, например транспортировка на нефти по нефтепроводам, железнодорожные перевозки, морские и речные грузоперевозки или транспорт электроэнергии по линиям электропередач.

То есть по железной дороге выгодно перевозить как можно больше грузов, что компенсировать затраты на постройку железнодорожных путей. А чтобы это происходило они должны быть длинными и разветвленными, что позволит возить грузы на дальние расстояния и в любые точки страны. Это повышает рентабельность в геометрической прогрессии, а строить пути, чтобы возить грузы из одного села в другое просто не выгодно.

Так монополия, это хорошо или плохо? Обычно приводится большое количество доводов против монополии.

С одной стороны, монополист продает слишком мало продукции и по слишком высокой цене.

Впоследствии это приводит к снижению спроса, а в результате к потере общественного благосостояния.

То есть человек, который мог бы приобрести товар на данном рынке и получить выигрыш со сделки, просто отказывается это делать по столь высоким ценам, рынок теряет часть благосостояния.

Второе обвинение монополии - это не заинтересованность монополиста в увеличении эффективности производства. На рынке, где присутствует здоровая конкуренция компания заинтересована в снижении издержек и увеличении качества товаров. В такой рыночной среде цены всегда стремятся к себестоимости при максимальном качестве продукта, чего нельзя сказать о монополии.

И третье обвинение, это возможность компании-монополиста затратить большие ресурсы на поддержание своего барьера, не дающего пробиться на рынок ни одному конкуренту. Но с другой стороны, только большие фирмы (которые часто являются монополистами или близки к этому) готовы проводить дорогостоящие научно-технические разработки, которые впоследствии ведут к снижению цен. В этом плане мелким компаниям просто не выгодно вкладываться в разработку какого-то нового продукта, так как конкуренты без этих вложений смогут пользоваться этими технологиями.

Но в случае патента маленькой компании какой-либо технологии она сразу перейдет в статус искусственного монополиста.

Таким образом, что монополия не всегда так вредна для рынка страны. Часто именно компании-монополисты пробивают окно в будущее.

 

Список литературы.
1. https://vc.ru/migrate/371316-startap-vizy-i-vizy-udalennyh-rabotnikov-aktualnoe-na-segodnya
2. https://www.forbes.ru/tekhnologii/468055-cto-mozno-uznat-ob-abonente-po-sim-karte-i-pri-cem-tut-vozvrasenie-ajtisnikov
3. https://it-park.uz/ru/itpark/news/it-park-priglashaet-zarubezhnye-it-kompanii-i-it-specialistov-v-tashkent-dlya-uchastiya-v-perspektivnyh-it-proektah
4. https://invest.gov.uz/ru/mediacenter/news/uzbekistan-plans-to-implement-investment-projects-for-us-52-billion-in-2022-2024/
5. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e19c7e14