Проблемы управления в сфере малого предпринимательства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)
Проблемы управления в сфере малого предпринимательства
Аннотация. Проведена оценка состояния малого предпринимательства в РФ, определен круг основных проблем, препятствующих росту малого предпринимательства в стране, разработан ряд мер государственного регулирования по стимулированию роста малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, стимулирование, рост.
В современных условиях трансформации экономики важное место занимает проблема формирования рыночных институтов, главным из которых является развитие малого предпринимательства. Становление и развитие различных форм малого предпринимательства, наряду со средним и крупным бизнесом, является стратегической проблемой экономической политики в условиях модернизации экономики, ее приближения к передовым мировым стандартам.
Зарубежный опыт ведения предпринимательства свидетельствует, что в структуре экономик стран с рыночной экономикой важное место принадлежит сектору малого предпринимательства как наиболее массовой, гибкой и динамичной формы хозяйствования. Так, по данным ООН, только в производственной сфере малые и средние предприятия создают от 30 % до 70 % национального продукта, обеспечивают занятость около 50 % трудоспособного населения. На долю малого бизнеса приходится почти половина прироста новых рабочих мест. Малый бизнес в рыночной экономике выступает ведущим сектором, однако в РФ развитие малого предпринимательства остается на низком уровне. Такая ситуация спровоцирована неразвитой регуляторной средой, слабым доступом к финансированию и низким ростом конкуренции.
Исследованию проблем функционирования и развития малого предпринимательства, зарубежного опыта организации малого бизнеса, вопросам государственной поддержки малого бизнеса, развития его инфраструктуры посвящены работы многих ученых, среди которых можно назвать Бокарева Е. В., Силаева А. А., Дуборкина И. Ал. и другие.
Однако, в современных условиях реформирования экономики возникает необходимость углубленного исследования проблем и перспектив развития малого предпринимательства, что позволит разработать комплекс мер по обеспечению его развития.
Целью статьи является исследование проблем, перспектив малого предпринимательства в РФ, определение путей обеспечения его развития.
Показатели, характеризующие тенденции развития малого бизнеса, приводятся в таблице 1.
Таблица 1.
Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2017
|
Всего |
из них |
|
Юридических лиц |
Индивидуальных предпринимателей |
||
Всего |
5 800 654 |
2 727 717 |
3 072 937 |
Сумма среднесписочной численности работников |
15 979 273 |
13 662 486 |
2 316 787 |
Имеющие признак "вновь созданные" |
874 610 |
330 562 |
544 048 |
Участвующие в программах партнерства |
5 |
5 |
0 |
Имеющие в предшествующем календарном году договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
89 |
82 |
7 |
Имеющие в предшествующем календарном году контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
153 |
135 |
18 |
Представившие сведения о производимой субъектом МСП продукции |
745 |
540 |
205 |
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/itog-spn2015.html
Не смотря на ряд принятых в последнее время высшими органами государственной власти и управления нормативных документов, развитие малого бизнеса в РФ осуществляется в неблагоприятной макро - и микросреде, существует множество проблем.
Процесс ведения предпринимательства условно можно разделить на следующие три основные этапы: открытие, развитие и функционирование; и, в случае его неэффективности (неприбыльности), закрытие или банкротство.
Основным этапом, по которым можно характеризовать бизнес, как успешный, эффективный и прибыльный, является этап его развития и функционирования, который характеризуется такими критериями, как оплата налогов, получение кредитов, защита интересов инвесторов, исполнения контрактов[3].
На основе SWOТ-анализа малого предпринимательства были определены особенности его развития, а именно сильные стороны и возможности, а также основные факторы и угрозы, которые замедляют развитие малого бизнеса в РФ на этапе его функционирования (таблица 2).
Таблица 2.
SWOT-анализ малого бизнеса в РФ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
- самостоятельность; - небольшой стартовый капитал; - гибкость к изменениям внешней среды; - освоения малоэффективных рыночных ниш; - низкая себестоимость исследований |
- зависимость от нестабильной экономической и политической ситуации в стране; - ограниченный доступ к внешним источникам финансирования; - локальность рынков сбыта; - нестабильность доходов; - недостаточное информационное обеспечение; - социальная незащищенность работников |
- способность занять любую нишу на рынке; - рост, переход к крупному бизнесу; - возможность обеспечения работой работников разного возраста |
- угроза быстрого банкротства; - трудности со стратегическим планированием; - низкая покупная способность населения; - противоречивость и усложненность законодательства (особенно налогового); - чрезмерное развитие коррупции |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
По результатам SWOT-анализа видно, что малое предпринимательство по сравнению с другими субъектами хозяйствования имеет значительные преимущества, а также возможности, основными из которых являются гибкость и способность занять любую нишу на рынке. Однако, имеет место и ряд слабых сторон и угроз, который, в сравнении с зарубежными малыми предприятиями, является достаточно широким.
Так, главной отрицательной стороной малого предпринимательства является ограниченный доступ к внешним финансовым ресурсам, локальность рынков сбыта и отсутствие должной государственной поддержки (особенно в области налогообложения). Исходя из этого, государственное регулирование стимулирование деятельности малого предпринимательства должно быть направлено на нивелирование влияния его негативных сторон, потенциальные возможности (Саркисова Р. А., Роль малого бизнеса в условиях глобализации мировой экономики «Научно-методический электронный журнал «Концепт»», Т. 4., сс. 369–374).
Негативное влияние всех перечисленных факторов на развитие малого бизнеса в РФ может быть уменьшен (нейтрализованный) только при условии активизации участия государства.
Учитывая, что углубление рыночной трансформации невозможно без динамичного развития малого предпринимательства, на передний план выходит внедрение такой системы его государственного регулирования, которая бы, не искривляя действия рыночных механизмов, обеспечивающей создание благоприятной среды для развития этого сектора экономики.
Анализ позволил установить, что механизм стимулирования развития малого бизнеса должен совершенствоваться в следующих направлениях: нормативно -правовом, финансово-кредитном, информационном и организационном.
Таким образом, на основе исследования проблем регулирования малого бизнеса, установление факторов, замедляющих его развитие, были разработаны рекомендации по обеспечению его стимулирования и устойчивого развития:
1. для преодоления противоречивости и усложненности налогового законодательства - совершенствование налогового законодательства;
2. расширение современных банковских услуг (факторинг, финансовый лизинг, овердрафт);
3. реализация государственных целевых программ;
4. разработка совместных проектов (малый бизнес и органы местного самоуправления);
5. реализация грантов;
6. развитие и распространение программ микрокредитования;
7. введение системы льготного кредитования;
8. осуществление государством гарантийного обеспечения кредитования субъектов малого бизнеса;
9. развитие структуры образовательных программ по вопросам предпринимательской деятельности;
10. проведение семинаров, круглых столов, конференций с привлечением субъектов малого предпринимательства на базе областных и местных советов;
11. создание баз данных аналитического характера для предпринимателей, создание условий экономического, законодательного и политического баланса в стране;
12. внедрение проведения выставок и ярмарок продукции, производимой субъектами малого бизнеса, создание благоприятных условий для экспорта продукции; - взаимный трансфер технологий;
13. государственная финансовая поддержка населения в организации собственного дела;
14. снижение налоговой нагрузки на малый бизнес (в разрезе НДС и акцизов), повышение уровня жизни населения, расширение объемов государственных закупок товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса является существенным резервом экономического роста. Его активизация является одним из ключевых приоритетов регулирования социально-экономического развития экономики.
Выполнение малым предприятием своей существенной экономической и социальной роли возможно лишь при условии взвешенной государственной политики всесторонней поддержки этого сектора экономики. Поэтому стимулирование развития малого бизнеса должно происходить на основе внедрения лучшего опыта, то есть на основе использования стандартов развития предпринимательства, что в значительной мере обусловит создание современной рыночной экономики с социальной справедливостью.