Особенности финансового планирования на предприятиях торговой сферы
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности финансового планирования на предприятиях торговой сферы
Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы финансового планирования в торговых организациях, используемые в управлении финансами в условиях рыночной экономики. Рассмотрены функции финансового планирования, торгового предприятия.
Abstract. The article deals with the basic principles of financial planning in trade organizations used in financial management in a market economy. The functions of financial planning, commercial enterprise are considered.
Ключевые слова: финансовое планирование, принципы финансового планирования, функции финансового планирования, торговля.
Keywords: financial planning, principles of financial planning, functions of financial planning, trade.
В настоящее время все большее значение в экономике страны играют предприятия торговой сферы, которые входят в разряд хозяйственных и осуществляют свою деятельность для удовлетворения потребностей и нужд общества.
Главной целью предприятий торговой сферы является эффективность и своевременность обеспечения потребителей услугами и товарами. При этом товары и услуги данные предприятия могут реализовать как сами, так и их филиалы или представительства.
Значение финансового планирования для внутренней среды торговой организации определяется тем, что оно:
- облекает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
- устанавливает стандарт для организации финансовой информации;
- определяет приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов фирмы;
- в части оперативного финансового планирования даёт очень полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.
В реальной ситуации финансово планирование – это достаточно сложный и длительный процесс, который включает в себя выбор направлений и распределений финансовых ресурсов для того, чтобы предприятие достигло выполнения своих стратегических целей и задач. Бюджет предприятия торговой сферы – это и есть итог финансового планирования. Самая распространенная форма бюджета – бюджет финансовой отчетности предприятия. Главной основой любого бюджета финансовой отчетности предприятия выступает детализированный бюджет финансовой отчетности, который включает в себя такие показатели, как прогноз продажа, также иные оценки в поддержку финансового плана.
Финансовое планирование является главным звеном организации стратегического планирования. Поскольку стратегические решения имеют финансовые последствия, необходимо начать процесс бюджетирования в рамках процесса стратегического планирования. Отказ связать и соединить бюджетирование и стратегическое планирование может быть причиной формирования бюджетов обреченных на провал.
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависит стоимость активов организации и возможность её эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьёзно обоснован.
Р.С. Стрелкова выделяет следующие: «принципы финансового планирования:
– принцип соотношения сроков получения и использования средств («золотое банковское правило»);
– принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия (необходимые ликвидные средства для погашения краткосрочных обязательств);
– принцип рентабельности капиталовложений – для капиталовложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования, привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;
– принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно инвестировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений);
– принцип приспособления к потребностям рынка – необходимо учитывать рыночную конъюнктуру и зависимость предприятия от предоставления кредитов;
– принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность» [8, с.65].
По Ж.А. Баталкиной принципы финансового планирования следующие: «Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.
1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер.
2. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
3. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу).
4. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы» [2, с.355].
Коптева Е.А. выделяет следующие функции финансового планирования: «Финансовое планирование существует как один из важнейших методов управления финансами в торговых организациях. С помощью финансового планирования и использования распределительной функции финансов, финансовыми ресурсами обеспечиваются воспроизводственные процессы в соответствии с бизнес-планами и прогнозами социально-экономического развития. Финансы выполняют распределительную функцию в процессе формирования и рассредоточения фондов денежных средств организации. Распределительная функция, как основа для финансового планирования, позволяет установить пропорции при определении источников финансирования при планировании объемов и направлений их использования» [6, с.122].
По Т.Е. Дрок функции финансового планирования следующие: «Основными функциями финансового планирования являются:
– обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;
– выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;
– соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
– определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами и вышестоящими организациями; работниками предприятия;
– оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала;
– контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций» [5, с.95].
Для того, чтобы эффективно спланировать финансы предприятий торговой сферы необходимо четкое определение источников капитальных вложений и необходимо рассчитать потребность предприятия в собственных и заемных средствах, при этом учитывать потребность в денежных средствах, которые считаются как остаток в кассе предприятия на предыдущий период. Главным фактором считается расчет структуры собственных оборотных средств, а также их доли в составе товарных запасов. Это прежде всего связано с тем, что большую долю оборотных активов составляют товарные запасы. Предприятие должно обязательно определить сумму прироста собственных оборотных средств на предшествующий период и также определить показатели плановой кредиторской задолженности. В результате всех данных вычислений формируется финансовый план предприятия торговой сферы, а также производится проверка данного плана на правильность составления.
Таким образом, оптимизация финансового состояния торгового предприятия обеспечивается в процессе финансового планирования. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития торгового предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, сбалансированности их источников и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.