Статья:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Табак И.С., Кабакова Ю.В. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124604 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Табак Иван Сергеевич
студент, Сибирский Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Кабакова Юлия Вадимовна
студент, Сибирский Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. Налог на добавленную стоимость является одним из основных источников дохода для федерального бюджета Российской Федерации, от чего особенно важным становится контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства при расчете и уплате рассматриваемого налога. В статье анализируется применяемый на текущий момент механизм налогового контроля по налогу на добавленную стоимость и определяется его значимость.

 

Ключевые слова: налог, налоговый контроль, налоговые органы, налог на добавленную стоимость.

 

Налоги и сборы занимают важную роль в качестве доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, налоговый контроль представляет интересы государства на федеральном, региональном и местном уровнях в сфере налогообложения. Налоговый контроль является составляющей государственного финансового контроля, от чего его основной целью становится обеспечение законности с точки зрения точности расчета и своевременности уплаты в данном случае налога на добавленную стоимость.

Налоговый контроль со стороны налоговых органов представляет собой процедуру проверки соблюдения налогоплательщиком налогового кодекса. Процесс налогового контроля регламентирован 14 главой ранее указанного нормативно – правового акта [1].

Рассматривая процесс налогового контроля по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), отметим, что он предусмотрен для всех налогоплательщиков данного налога. Однако налоговый контроль подразделятся на два вида: камеральные и выездные проверки. Именно камеральным проверкам подвергаются все декларации по НДС, так как указанный вид проверок представляет собой базовый и обязательный этап контроля, проводимый на территории налоговой службы, то есть без посещения бухгалтерии налогоплательщика налоговыми инспекторами, но несмотря на это налоговые органы имеют право запросить у налогоплательщика пояснительные документы.

Камеральная проверка условно подразделяется на два этапа: автоматизированную и углубленную. Процесс первого этапа ясен из наименования, так, программное обеспечение, разработанное специально для налоговых органов, проводит проверку выполнения контрольных соотношения, порядка расчета НДС и применяемых вычетов, а также сопоставимость между показателями внутри текущей декларации и ранее сданных. Особенностью автоматизированной камеральной проверки является быстрый и точный анализ сопоставимости данных полученной декларации с данными контрагентами.

По итогам автоматизированной камеральной проверки может быть несколько исходов событий, первым из которых является подтверждение программным обеспечением точности и правильности расчета НДС, следовательно, налогоплательщик не получит никаких уведомлений. Вторым исходом событий является нарушений контрольных соотношений, установленных приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15/519, тогда налоговая служба будет считать налоговую декларацию по НДС непредставленной, после чего налогоплательщик обязуется в течение пяти рабочих дней сдать исправленную декларацию. Последний исход событий становится причиной для проведения углубленной камеральной проверки и предполагает, что программой были выявлены расхождения в показателях при анализе согласованности и сопоставимости показателей. Также данная проверка проводится в случае заявления налогоплательщиком НДС к возмещению или же заполнению раздела налоговой декларации по НДС под номером 7.

Углубленная проверка направлена на выявление инспекторами нарушений законодательства, от чего могут быть проведены мероприятия, установленные законодательно. Так в случаях, не противоречащих пункту 7 статьи 88 НК РФ, налоговые инспекторы имеют право требовать счета-фактуры, книги покупки и продаж, а также иные необходимые документы.

В случае, когда предыдущая процедура не дала точной уверенности в правомерности деяний налогоплательщика, инспекторы налоговых органов принимают решение о проведении «встречной» проверки, а именно запроса документов и информации у контрагентов налогоплательщика относительно осуществленных в проверяемом налоговом периоде контрактов.

Также налоговые инспекторы могут приглашать налогоплательщика в инспекцию для разговора или предлагать представить ему уточненную налоговую декларацию. В более редких случаях, не противоречащих пункту 1 статьи 92 НК РФ проводится выездная налоговая проверка [1]. В ходе данной проверки налоговые инспекторы имеют право осматривать любые помещения, используемые для извлечения доходов, забирать документы и предметы для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства, а также в особых случаях привлекать экспертов. Что касается привлеченных лиц, в качестве экспертов, то те составляют экспертное заключение, являющееся в последующем основанием для принятия решения налоговыми инспекторами.

Продолжительность камеральной проверки составляет два месяца, однако, в случаях подозрения инспекторами нарушений налогового законодательства, ее срок может быт увеличен на один месяц [2]. Выездная проверка проводится аналогично в течение двух месяцев, однако, в случае чрезвычайных ситуациях на производстве налогоплательщика, получением информации налоговыми органами о возможном нарушении налогового законодательства и иных не менее обоснованных обстоятельств, длительность проверки может быть увеличена до четырёх или шести месяцев [3].

Таким образом, проанализировав механизм налогового контроля по НДС можно сделать вывод, что он максимально направлен на возможность проверки большого количества налогоплательщиков и отсутствия возможности допущения попуска нарушений налогового законодательства в ходе проверки за счет автоматизированных процессов контроля налоговых деклараций по НДС. Так, налоговый инспекторы исходя из результатов контроля могут направить свои силы на тех налогоплательщиков, отчетность которых обладает риском выявления нарушений налогового законодательства России. Данный механизм позволяет максимально эффективно отслеживать правильность, точность и своевременность исчисления и уплаты НДС, то есть поступления доходов в федеральный бюджет России.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс (1 часть) / СПС Гарант URL: https://base.garant.ru/10900200/25605d37e0d949733dabd5925cff7406/ (дата обращения: 14.03.2023)
2. Официальный сайт ФНС: Камеральные проверки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/ (дата обращения: 14.03.2023)
3. Официальный сайт ФНС: Процедура проведения выездных налоговых проверок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/reglament_vnp/#title3 (дата обращения: 14.03.2023)