Статья:

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Асадов В.Ш. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124616 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Асадов Вагиф Шахин Оглы
студент кафедры государственно-правовых дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Петренко Денис Сергеевич
научный руководитель,

 

LEGAL STATUS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE HEAD OF STATE: INSTITUTIONAL AND FUNCTIONAL ASPECT

 

Vagif Asadov

Student of the Department of State and Legal Disciplines Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается правовой статус Президента Российской Федерации, как главы государства, который относится к исполнительной ветви власти в Российской Федерации. Рассмотрены Правовой статус Президента нашей страны, а также конкретные вопросы, связанные с полномочиями и функцией президентской власти. В статье рассмотрена специфика существующих подходов к определению местоположения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти. Анализируется правовая основа президентских полномочия и фактически выполняемые им функции. В результате, определена роль и место президента в современной системе разделения властей.

Abstract. This article examines the legal status of the President of the Russian Federation as head of state, which belongs to the executive branch of government in the Russian Federation. The legal status of the President of our country, as well as specific issues related to the powers and functions of presidential power are considered. The article considers the specifics of existing approaches to determining the location of the President of the Russian Federation in the system of public authorities. The legal basis of presidential powers and the functions performed by him are analyzed. As a result, the role and place of the president in the modern system of separation of powers has been determined.

 

Ключевые слова: право, исполнительная власть, правовой статус президента, место президента в ветви исполнительной власти, система разделения властей

Keywords: law, executive power, legal status of the president, the place of the president in the branch of executive power, the system of separation of powers.

 

Как всем известно, ни одно государство не может существовать без публичной власти, с её помощью государству удается создать и поддерживать целостность, организованность общества. Произошедшая от латинского слова «praesidens» дефиниция означает в переводе буквально «впереди сидящий», что и подтверждается в действительности. Президент представляет интересы каждого человека, так как является гарантом Конституции Российской Федерации [1], а значит гарантом всех установленных в ней прав человека. Президент играет, важную роль в жизни всего государства.

Конституция Российской Федерации 1993 года разрабатывалась в чрезвычайных условиях противостояния Президента с представительным органом власти, в которое было втянуто значительное число общественности. Президенту удалось, хотя и дорогой ценой, получить поддержку Венецианской комиссии Совета Европы, которая, несмотря на положительную в целом оценку текста проекта Конституции, высказала ряд замечаний. Большая их часть касалась государственного устройства, перечня полномочий главы государства, привнесения в основной закон положений регламентационного характера и др., что в значительной степени можно объяснить данью прошлому и уважением мнения старшего поколения страны.     Конституция была принята путем всенародного голосования, объявлена документом прямого действия, по сравнению с советскими конституциями содержала ряд новаций, и постепенно стала мерилом правовых оценок некоторых действий государственных структур и их представителей, существенно усложнила процедуру внесения поправок в нее.

С внесением поправок в закон на конституционном уровне Президенту Российской Федерации предоставляются гарантии и неприкосновенность, что является не личной привилегией, а логическим следствием неприкосновенности, предоставленной действующему Президенту Российской Федерации.

Гарантии и неприкосновенность, предоставляемые Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его полномочий или досрочно, в случае его отставки или стойкой неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья, являются не личная привилегия. Наоборот, они являются правовой гарантией его деятельности как главы государства. Неприкосновенность бывшего Президента Российской Федерации выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией Российской Федерации, и носит публично-правовой характер. Он призван обеспечить повышенную защиту главы государства после окончания президентского срока.

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» [3] содержит более подробные положения, касающиеся неприкосновенности главы государства. Закон предусматривает повышенный уровень защиты бывшего Президента Российской Федерации и членов его семьи.

Как известно, наиболее острую критику вызывали поправки к главе 4 – «Президент Российской Федерации». Здесь тоже не обошлось без точечных дополнений, не имеющих принципиального характера, например, Президент «поддерживает гражданский мир и согласие в стране» (ст. 80).

Ст. 81 в части второй дополнена более конкретными, нежели прежде, требованиями к кандидату на должность Президента – они ужесточены, и дополнены новой (3.1) частью, содержание которой вызывало особые споры лиц, критикующих поправки и считающих, что только ради нее и предпринято их внесение. Дополнение это обнуляет сроки пребывания в должности нынешнего Президента Российской Федерации и позволяет ему претендовать на должность еще дважды. П. А. Астафичев считает, что повторить известный в недавнем прошлом эпизод следующего избрания через один президентский срок уже становится невозможным, потому что из ст.81.3 исключено слово «подряд» [6].

Ужесточение требований к кандидатуре на должность Президента не стало единичным – ужесточены требования к государственным служащим, депутатам, сенаторам; они касаются возраста, иностранного гражданства, хранения средств в заграничных банках и т. п. Реализация санкций, введенных западными странами против России и ряда ее граждан с началом специальной военной операции в Донбассе, засвидетельствовала своевременность этих поправок.

Ст. 83, касающаяся полномочий Президента Российской Федерации, подверглась серьезным изменениям и корректировке, хотя на первый взгляд может показаться, что они носят редакционный и процедурный характер. На самом деле это не совсем так. Положения этой статьи с поправками и дополнениями существенно расширяют его полномочия в отношении Правительства, что, по существу, подчиняет его главе государства. Так, например, Президент Российской Федерации не только имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, но и осуществлять общее руководство им. Это существенно умаляет роль главы Правительства Российской Федерации. Расширились полномочия Президента Российской Федерации в отношении назначения членов Счетной палаты. Судя по всему, назрела необходимость пересмотра ее чисто мониторинговой деятельности [7]. В сравнении с первой редакцией расширен пункт 83.ж, касающийся Совета Безопасности (добавлено, что Президент Российской Федерации его возглавляет, что уже имело место на практике), введен новый 83.е., поднимающий статус Государственного Совета до уровня конституционного органа. За Президентом Российской Федерации окончательно закреплено право назначать в верхнюю палату парламента сенаторов, в том числе пожизненных (ст. 95.2в). Это право он получил еще в 2014 г., но практически им не пользовался. Понятие «сенатор», употреблявшееся прежде исключительно в обиходе, легитимировано в ст. 82.

Ст. 91 Конституции Российской Федерации, как и прежде, закрепляющая неприкосновенность Президента Российской Федерации, оставлена без изменений, редакции подверглась ст. 93, регламентирующая процедуру ее лишения.

Скорее всего, желанием сохранить архитектуру Конституции Российской Федерации можно объяснить то обстоятельство, что целый ряд поправок, имеющих отношение к институту Президента Российской Федерации, расширению его полномочий, некоторому перераспределению их между ним и парламентом, между ним и главой Правительства «разбросаны» по разным главам основного закона. Действительно, большинство статей, так или иначе, касается взаимоотношений Президента и органов публичной власти.

В России институт политического лидера складывался постепенно (князь, царь, император и даже Генеральный секретарь с его ближайшим окружением) с тенденцией расширения полномочий. Привнесение в политическую жизнь демократических начал, появление выборного механизма ряда государственных (публичных) институтов позволило гражданам задуматься не только о положительных свойствах кадровой стабильности института главы государства, но и о ее недостатках. К недостаткам они относят возможные негативные личные качества лидера, формирование соответствующего окружения, застой, наконец. Видимо, это беспокоит противников внесенных поправок.

Основным законом страны по сравнению с ранее действующей Конституцией РФ были расширены полномочия президента, в связи с чем, многими правоведами стала наименоваться «президентской конституцией» [8] Именно действующей конституцией, Президент РФ зафиксирован как глава государства и гарант Основного закона, прав и свобод человека. Глава государства непосредственно ни входит ни в одну из ветвей власти, в связи с чем занимает особое положение в Российской Федерации.

В условиях современных международных реалий представляется, что инициация введения поправок была связана с непрекращающимися «недружественными» действиями сил коллективного Запада против России, в целях консолидации всех ее сил для отпора им.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 3 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. № 6. 16.01.2003.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. № 106. 15.06.2002.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. № 250. 24.12.1994.
5. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. № 294. 27.12.2021.
6. Астафичев П. А. Историческая правда как категория современного конституционного права: опыт конституционных поправок 2020 г // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 5(81). С. 116-121.
7. Костиков В. От глухого забора до штакетника // Аргументы и факты. 2022. № 29. С. 25.
8. Криволапова Л. В. Судебная власть с учетом поправок к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 // Актуальные проблемы функционирования и развития государства и права на современном этапе: Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 19–20 ноября 2020 года / Под редакцией И.А. Ворониной. Оренбург: ОГУ, 2021. С. 33-38.