Статья:

Правовой механизм и последствия сделок поглощений и слияний в России с учетом опыта Европейского Союза.

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Корпоративное право; энергетическое право

Выходные данные
Колесова Д.М., Журавлева Ю.В. Правовой механизм и последствия сделок поглощений и слияний в России с учетом опыта Европейского Союза. // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 62-65.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой механизм и последствия сделок поглощений и слияний в России с учетом опыта Европейского Союза.

Колесова Дарья Максимовна
студент ПФ ФГБОУВО «РГУП», РФ, г. Нижний Новгород
Журавлева Юлия Вадимовна
канд. юрид. наук, доцент директор ПФ ФГБОУВО «РГУП», РФ, г. Нижний Новгород

 

В процессах поглощения и слияния значение государства прояв­ляется не только в его непосредственном участии в этих сделках, но и в контроле, и регламентировании над ними.

Каждая из сделок может оказать значительное влияние как на структуру рынка в целом, так и на степень концентрации в разных секторах экономики.

В связи с тем, что процесс передачи корпоративного управления связан с переходом прав на владение компанией, еще одним аспектом в регулировании сделок поглощения и слияния выступает государ­ственная политика в сфере корпоративного управления, призванная гарантировать соблюдение интересов кредиторов, акционеров, трудового коллектива и менеджеров [1].

Понятие «поглощение и слияние» в России отличается от понятия «поглощение и слияние» в мировой практике.

В нашем законодательстве слияние представляет собой форму реорганизации юридического лица и трактуется как объединение нескольких юридических лиц для создания нового юридического лица, которое будет являться правопреемником предыдущих.

В зарубежной практике слияние происходит тогда, когда две или более компаний (похожей величины) принимают решение о продолжении своей деятельности, но уже в одной совместно созданной компании. Более точно действие такого рода называют как «слияние равных» [2].

Интересен тот факт, что термин «поглощение» отсутствует в российском нормативно-правовом регулировании.

Вместо него используется другой – «присоединение», под которым понимается прекращение деятельности одного или нескольких юриди­ческих лиц, где они передают свои обязанности и права обществу, к которому присоединяются.

В зарубежной же практике поглощение происходит тогда, когда одна компания устанавливает свой контроль над другой какой-либо компанией и позиционирует при этом себя как ее новый владелец. С правовой стороны перестает существовать компания, являющаяся целью, на рынке, но акции ее продолжают торговаться на фондовом рынке [3].

Законодательное закрепление таких процессов сделок, как поглощения и слияния началось еще в конце XIX – начале XX вв. в Великобритании и США. На данный момент в Российской Федерации процесс осуществления сделок поглощения и слияния проводится Федеральным антимонопольным органом (ФАС), который находится под контролем Правительства РФ. Составляет основу полномочий ФАС - Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных об­ществах» [4], Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции [5], и Гражданский кодекс Российской Федерации [6]. Кроме того, как считает Д.О. Вердиев, российское законодательство перенимает в сфере данных сделок основные принципы британского правового регулирования [3, с. 75-79].

Процессы проведения поглощения и слияния в России и в государствах-членах Европейского союза базируются в основном на принципах экономической целесообразности и законности, выгодности, соблюдении прав собственников, государственного контроля, соблю­дении профессиональной тайны, защите информации и т. д.

Однако анализируя правовое регулирование подобных сделок и российскую практику становится очевидным тот факт, что в России должным образом не защищаются права держателей акций, а в некоторых случаях наблюдается лоббирование интересов коммерческих структур, при этом не прописан четко механизм совершения сделок поглощения и слияния (в международной практике он обозначается как M&A – это аббревиатура «merger & acquisition», которая переводится как «слияние и поглощение»).

В данной области в противовес российской практике в государствах-членах ЕС установлены законодательством не только общие правила и принципы, но и прописана детально процедура совершения сделок, обязанности, права и ответственность сторон, вклю­чая роли негосударственных и государственных органов и национального законодательства в этой сфере деятельности каждой страны.

Поскольку Европейское сообщество – основной торгово-экономический партнер России, а также мощно развивающаяся мировая интеграционная система, то разработанный им правовой механизм в области поглощений и слияний представляет большой интерес для России, которая активно стремится более тесно интегрироваться в мировую экономику и находится на пути рыночных реформ.

Кроме того, согласно ст. 55 «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС» предусматривается сближение законодательств в предпринимательской сфере для того, чтобы «в долгосрочной перспективе привести российское законодательство в соответствие с законодательством Сообщества» [7, с. 19].

Можно выделить на основании анализа нормативно-правовой базы регулирования сделок поглощения и слияния в ней следующие недостатки:

1) нет точного определения в законодательстве терминам «поглощение» и «слияние». В нормативно-правовых источниках в России понятие «слияние» трактуется как одна из форм реорганизации общества, но реорганизация – это необязательный элемент проведения сделок ни поглощения, ни слияния. При этом понятие «поглощение» отсутствует, в том числе и законы, которые касаются проведения сделки такого типа,

2) основополагающий элемент политики регулирования данного вида сделок в РФ – метод определения их воздействия на конкурентную среду товарных рынков, в конечном итоге по результатам которого определяется стоит ли вмешиваться антимонопольному органу. В зару­бежной же практике выделяются другие критерии вмешательства государства в осуществление этих сделок, с более высоким уровнем теоретико-экономического обоснования политики поддержки конкурен­ции в целом, что приносит более эффективный результат регулирования сделок M&A,

3) так же можно выделить проблемы, которые присущи в принципе всему антимонопольному законодательству, например, неод­нозначность толкования значения нормативно-правовых документов, что дает возможность, как государству, так и лицам, для которых созданы данные законы, использовать эти документы в своих корыстных целях.

Таким образом, для России процесс поглощений и слияний ком­паний является довольно новым. Россия в отношении данного вопроса находится на ступени развития и дальнейшего совершенствования эффективных мер и политики по регулированию сделок поглощения и слияния и нуждается в доработке существующего законодательства.

 

Список литературы:
1. Некрасова Е.А. Сделки слияний и поглощений в конкурентной политике России: Аспекты Регулирования // Проблемы современной экономики. – 2013. – №. 2 (46).
2. Бегаева А.А. Корпоративные слияния и поглощения: проблемы и перспективы правового регулирования / отв. ред. Н.И. Михайлов. – М.: «Инфотропик Медиа», 2012. – с. 21.
3. Демченко А.С. Особенности становления правового регулирования сделок слияния и поглощения в Российской Федерации // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 1. – с. 75–79.
4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание Законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. (в редакции от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, N 32. ст. 57.
7. Калашников Г.О. Слияния и поглощения компаний по праву европейского союза. – М.: Международные отношения, 2007. – с. 19.