РОЛЬ ИНСТИТУТОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ РЕБЕНКА
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ РЕБЕНКА
THE ROLE OF INSTITUTIONS AND REGULATIONS IN THE FIELD OF CHILD RIGHTS
Zarina Israilova
Doctor of Philosophy in Law (PhD), Assoc., Department of International Law and Public Law Sciences of the University of World Economy and Diplomacy, Uzbekistan, Tashkent
Аннотация. Гарантия и защита прав детей является одной из важнейших задач каждого государства. Это основополагающий аспект глобальных усилий в построении справедливого и безопасного мира для будущих поколений. Ключевые принципы защиты прав детей закреплены в международных документах, таких как Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, которая закрепляет уникальные потребности каждого ребенка [9]. В настоящее время, государства и международные организации работают совместно для обеспечения защиты и предотвращения нарушений прав детей, сводя к минимуму такие преступления, как насилие, эксплуатация, жестокое обращение и торговля детьми. Проведением множества реформ в сфере государственной политики, образования, здравоохранения; принятием новой редакции Конституции; ратификацией ряда международных актов по защите прав детей, Узбекистан повысил свой социальный статус на мировой арене. В настоящее время Узбекистан вносит значительный вклад в защите и гарантии прав детей. В данной статье мы рассмотрим актуальные проблемы в сфере соблюдения прав ребенка и меры, предпринимаемые Узбекистаном для предотвращения случаев ущемления прав детей.
Abstract. The guarantee and protection of children's rights is one of the most important tasks of each state. This is a fundamental aspect of global efforts to build a just and secure world for future generations. The key principles of protecting children's rights are enshrined in international documents, such as the UN Convention on the Rights of the Child of November 20, 1989, which enshrines the unique needs of each child. Currently, States and international organizations are working together to ensure the protection and prevention of violations of children's rights, minimizing crimes such as violence, exploitation, abuse and trafficking of children. By carrying out numerous reforms in the field of public policy, education, and healthcare; adopting a new version of the Constitution; and ratifying a number of international acts on the protection of children's rights, Uzbekistan has increased its social status on the world stage. Uzbekistan is currently making a significant contribution to the protection and guarantee of children's rights. In this article, we will consider the current problems in the field of respect for children's rights and the measures taken by Uzbekistan to prevent cases of infringement of children's rights.
Ключевые слова: дети, ребенок, Республика Узбекистан, защита прав, соблюдение прав, гарантия прав, права, Конституция, жестокое обращение, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Организация Объединенных Нация.
Keywords: children, child, Republic of Uzbekistan, protection of rights, observance of rights, guarantee of rights, rights, Constitution, abuse, Convention on the Rights of the Child, Declaration on the Rights of the Child, United Nations.
Дети являются общечеловеческой ценностью, которая требует заботы государства и общества. Будущее общества зависит от физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения. Защита и гарантии прав детей являются одной из важнейших принципов современного мира. Человеческий род долго шел к тому, чтобы добиться всех прав и свобод человека, наряду с этим были приняты много международно-правовых документов о правах детей. Права детей - это те же права человека, только по отношению к несовершеннолетним, недееспособным детям. Проблемы в защите и гарантиях прав детей, а также их ущемление актуальны и в современном мире. Необходимость переосмысления существует в связи с актуальностью правовых аспектов, связанных с защитой и поощрением прав ребенка, включая его правовое положение. Защита детей является крайне важной, поскольку они представляют собой будущее каждой страны. Ребенок, выросший в безопасной и здоровой среде, будет обладать сильным физическим и умственным развитием. Его способность к восприятию нового, усвоению и получению новых знаний будет на самом высоком уровне, что станет прочным фундаментом для будущего нашей страны. Мы рассматриваем проблемы, связанные с детством, как набор различных трудностей, которые препятствуют благоприятному и гармоничному развитию молодых граждан нашей страны. Какие проблемы детства мы имеем в виду? В том числе, рост заболеваемости детей социально обусловленными заболеваниями, нищета в семьях с детьми, увеличение числа детей-сирот, рост преступности, вооруженные конфликты, безработица, нравственный упадок, наркомания, токсикомания и алкоголизм среди детей. Проблема насилия в отношении детей, различные виды эксплуатации малолетних, безнадзорность и беспризорность - все это негативные явления, которые оказывают негативное влияние на будущее нашей страны. Особенное беспокойство вызывает судьба детей, которые остаются без попечения родителей. Поэтому мы должны обратить особое внимание на проблему защиты прав, жизни и здоровья этих детей, а также на создание подходящих психолого-педагогических и социально-культурных условий для их успешного развития, воспитания и обучения.
Проблемы, описанные выше, были особенно распространены в удаленных населенных пунктах, а также в странах и городах с более низким уровнем развития. Для решения этих проблем была учреждена организация "Save the Children" в Лондоне по инициативе Джебб Эглантин и ее сестры Дороти Бакстон в 1919 году [10]. На основе этой организации был создан "Международный союз спасения детей" в Женеве в 1920 году [11]. На Пятой Ассамблее Лиги Наций 20 ноября 1924 года, Международный союз по спасению детей предложил Декларацию по правам детей, которая была одобрена и утверждена. Это историческое событие стало первым шагом в создании международной правовой защиты прав и интересов детей. В составе декларации было сформулировано 5 основных принципов, которые определили цели и задачи этой международно-правовой защиты. Первый принцип заключается в том, что ребенку должны быть обеспечены необходимые средства для его полноценного развития, как физического, так и духовного. Второй принцип гласит о том, что голодному ребенку следует дать пищу, больному ребенку - медицинскую помощь, ошибающемуся ребенку - коррекцию, а сироте и бездомному ребенку - приют и поддержку в трудные времена. Третий принцип подразумевает, что ребенку должна быть оказана помощь в первую очередь в тяжелые испытания. Четвертый принцип гласит, основополагающим условием для здорового развития ребёнка является окружение его любовью и защитой от любых проявлений эксплуатации. И последним, пятым принципом является развитие маленького человека должно основываться на принципе использования его лучших качеств во благо других людей. Данная Декларация, хотя и не является безупречным юридическим документом, все же несет важное значение. В ней отсутствует определение понятия "ребенок", а принципы, на которых она основана, скорее представляют собой обязанности взрослых перед детьми, чем их права. Важно отметить, что подписывающие государства не были обязаны придерживаться этой Декларации. Однако, нельзя недооценивать важность данного документа, поскольку именно Женевская декларация заложила основу для закрепления прав детей в международных юридических актах, и на ее принципах основаны современные документы, защищающие права детей.
С целью обеспечения детям радостного детства и гарантирования их прав и свобод в интересах как самих детей, так и общества, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию о правах ребенка [12]. Она также призывает отдельных родителей, мужчин и женщин, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства признать и соблюдать эти права через принятие соответствующих законов и других мер. Данная Декларация состоит из 10 принципов и защищает права детей и гарантирует их соблюдение. Существует один документ по правам человека, который получил всеобщее признание: Конвенция о правах ребенка (КПР). Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года [13]. КПР объединяет все категории прав человека, включая гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права, и применима ко всем детям. Практически все страны мира, за исключением двух, уже ратифицировали эту Конвенцию. Она включает в себя 54 статьи, в которых детально охарактеризованы личные, индивидуальные права детей. Ребенок рассматривается как независимая личность согласно Конвенции. В этом документе дети описываются как индивидуальности, которые обладают определенными правами, такими как право на жизнь (ст. 6), право на семью (ст. 9), право на имя и гражданство (ст. 7), право на образование (ст. 28), право на защиту от насилия (ст. 19), право на равенство, свободу мысли и слова (ст. 13), право на отдых и досуг (ст. 31), право на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), право на помощь со стороны государства (ст. 18-27) и другие.
Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Республикой Узбекистан 9 декабря 1992 года [14]. С тех пор многое было сделано законодательными органами Узбекистана для того, чтобы привести наше законодательство в соответствие с положениями Конвенции. В Узбекистане права ребенка регулируют такими нормативно-правовыми актами как:
- Конституция Республики Узбекистан;
- Семейный кодекс Республики Узбекистан;
- Закон Республики Узбекистан “О гарантиях прав ребенка”;
- Закон Республики Узбекистан “О профилактике правонарушений”;
- Закон Республики Узбекистан “Об опеке и попечительстве”;
- Закон Республики Узбекистан “О государственной молодежной политике”;
- Закон Республики Узбекистан “Об образовании”;
- Закон Республики Узбекистан “О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан”.
В соответствии с положениями статьи 35, государства-участники обязуются представлять Комитету отчеты о мерах, которые они приняли для обеспечения прав, признанных в Конвенции, а также о прогрессе в осуществлении этих прав. До сегодняшнего дня Республика Узбекистан представила 5 национальных докладов по выполнению положений Конвенции ООН о правах ребенка. Хотя в Узбекистане существуют организации и структуры, занимающиеся защитой детей, их деятельность неэффективна из-за проблем, таких как недостаток квалифицированных кадров, недостаточное финансирование и недостаточная координация между различными ведомствами. Дети, страдающие от насилия, жестокого обращения, пренебрежения или случайных травм, не всегда получают необходимую защиту и часто оказываются в интернатных учреждениях. Недостаточно развиты правовые рамки и услуги, которые помогали бы детям-жертвам и свидетелям преступлений вступить в общество, защитить свои права и успешно интегрироваться обратно. Еще одной проблемой является отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, включая специализированных судей, которые могли бы эффективно рассматривать дела, связанные с детьми, во всех судебных процессах. Дети не получают полноценных юридических гарантий ни в уголовном, ни в гражданском судопроизводстве. С 2006 года, Комитет ООН по правам ребенка выразил серьезные опасения по поводу применения изоляции в качестве санкции в детских тюрьмах и отсутствия возможности для международного сообщества наблюдать за условиями содержания несовершеннолетних, лишенных свободы. Поступившая от Узбекистана исчерпывающая информация, которую получил Комитет ООН по правам ребенка, относится к вопросам, связанным с эффективностью деятельности государственных органов этой страны в области образования и получения квалифицированной медицинской помощи детям. Отчет также содержит сведения о мероприятиях, предпринятых для оказания помощи детскому населению в период пандемии, а также о социальной защите уязвимых категорий детей, повышения уровня здоровья и духовно-нравственного развития детей. Комитет справедливо выдвинул предложение о формировании независимого государственного органа, который будет отвечать за координацию деятельности, связанной с реализацией Конвенции. В связи с необходимостью решения данной проблемы, Президентом был принят Указ от 9 августа 2021 года № УП-6275 “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка”, в результате которого была создана Национальная комиссия по вопросам прав детей, а также Комиссии по вопросам прав детей в Республике Каракалпакстан, областях, г. Ташкенте и районах [15]. Эти комиссии получили задачу координировать деятельность государственных органов и организаций, занимающихся вопросами прав ребенка, проводить мониторинг и оценку принимаемых мер по защите прав, свобод и законных интересов детей. На основании установленных положений, Национальная комиссия по правам детей обязана ежегодно предоставлять информацию о своей деятельности Сенату, территориальным Комиссиям в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов. Деятельность этих комиссий регулируется Секретариатом по вопросам защиты детей, который входит в состав Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров, а также секретариатами Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента. Комитет настаивает на строгое соблюдение норм Конвенции, которые гарантируют развитие детей в заботливой семейной обстановке, предотвращение их разлучения с родителями, поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родных, а также уменьшение количества детских учреждений. Важно отметить, что в нашей стране активно ведется работа по решению данной проблемы под руководством Сената Олий Мажлиса и при поддержке представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане. В рамках Стратегии и плана действий по деинституализации детей на период с 2022 по 2036 годы предусмотрены последовательные шаги, включающие создание служб по предотвращению пребывания детей в учреждениях интернатного типа, улучшение системы опеки для детей, оставшихся без попечения родителей, и размещение их в приемных семьях. Эти меры направлены на достижение конкретных результатов и решение проблемы в целом.
Дети являются важнейшей частью общества в нашем народе с древнейших времен. Ребенок, четко знающий свои права, получающих должный объем социальных услуг со стороны государства, а также получающих уважение и заботу в семье, является достойной опорой государства в будущем. За последние годы, в результате многочисленных реформ в законодательстве и политике, Республика Узбекистан в значительной мере усовершенствовала систему в области защиты и гарантии прав детей. Хотя проблемы в этой области возникают и по сей день, дальнейшее развитие системы гарантии и защиты в области прав ребенка, а также тесное международное сотрудничество позволят государству эффективно снизить число случаев ущемления прав детей до минимума.