ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
Аннотация. В статье автором рассматривается понятие объекта преступления на основании концепций выдвигаемых в разный временной период. Кроме того, из изученных двадцати пяти приговоров и постановлений судов общей юрисдикции автором статьи выявляется четыре судебных акта с неверно определенными объектами преступлений, что указывает на необходимость определения признаков объекта преступления для разграничения последнего с предметом преступления. Автором также исследуется классификация объектов преступления и предпринимается попытка обоснования введения в уголовно-правовую доктрину термина «многообъектное преступление».
Ключевые слова: объект преступления, общественные отношения, общий объект, родовой объект, видовой объект, непосредственный объект, предмет преступления, многообъектное преступление, классификация «по вертикали», классификация «по горизонтали».
В юридических кругах не раз освещалась проблема определения объекта преступления, что говорит о важности учения об объекте преступления в общей системе уголовно-правовой доктрины. Необходимо отметить, что вышеуказанная проблема тесно связана с учением о составе преступления, так как в состав преступления объект преступления входит как важный и неотъемлемый элемент. Неотъемлемым элементом объект преступления можно считать потому, что не существует ни одного преступного деяния, которое не содержало бы объект, на который направлено посягательство. И именно поэтому актуальность выбранной для исследования темы, в общем, обуславливается важностью самого объекта преступления.
Первоначально следует дать определение уголовно-правовому термину «объект преступления». Так, под объектом преступления обычно понимаются «общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым в результате совершения преступления причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда» [15]. Тем не менее, приведенная трактовка термина не является исчерпывающей, потому что, как верно отметила Е.Н. Карабанова, «объект преступления принято рассматривать с четырех сторон: с философской (гносеологической), аксиологической (ценностной), социальной (материальной) и юридической (формальной)» [4].
Когда речь идет о философском подходе, то объект преступления рассматривается как явление, свойственное бытию. Нередко в философской науке объект преступления исследуется наравне с субъектом преступления, однако, существует и иное представление об объективном, как о воображаемом, что с уголовно-правовой точки зрения применимо, например, при изучении негодных объектов преступлений.
В свою очередь, аксиологии свойственно рассматривать объект преступления как социокультурный феномен. А социальное направление под объектом преступления понимает социальное явление, не ограничивающееся лишь своей сущностью, а являющееся рычагом развития уголовно-правовой доктрины. И, наконец, юридический подход определяет объект преступления как часть правовой реальности.
Следует указать, что за всю историю своего развития уголовное право как наука претерпело немало интерпретаций объекта преступления, как одного из элементов состава преступления наравне с объективной стороной, субъектом и субъективной стороной. Так, в советский период под объектом преступления понимались лишь «общественные отношения, охраняемые уголовным законом» [4]. Далее от С.В. Позднышева и Н.Д. Сергеевского последовало предложение о формулировании иной концепции объекта преступления, заключающейся в принятии последнего, как «фундаментальной социально-правовой ценности», которое, к слову, поддержал и А.Э. Жалинский [1, с. 306]. Теорию об объекте преступления как о социально-правовой ценности можно сравнить с теорией, выдвигаемой Н.С. Таганцевым, который под объектом преступления понимал «охраненный нормой интерес жизни» [13, с. 115], где интерес – это благо, которое охраняется законом. Н.С. Таганцев объяснял свою точку зрения так: пока право не выражено определенным благом, на него не может быть совершено посягательство, нарушающее закон.
Указанные выше концепции не являются исключительными, было предпринято немало попыток включения в объект преступления человека, которому наносится вред преступлением [5, с. 15], нормы права, предусматривающие уголовную ответственность за содеянное [2, с. 49] и установленные законом условия в целях обеспечения общественных отношений [8, с. 53], что, безусловно, не могло не повлиять на развитие общей теории объекта преступления.
Что касается законодательного регулирования, то следует отметить, что согласно части 1 статьи 12 УК РФ под объектами преступлений следует понимать интересы, охраняемые УК РФ, а согласно части 1 статьи 37 УК РФ объектами преступления могут выступать «личность, права обороняющегося или других лиц, охраняемые законом интересы общества или государства» [14]. В свою очередь Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснение по вопросам применения судами законодательства о необходимой обороне в своем постановлении от 27.09.2012 года № 19, указав, что вышеописанные объекты преступлений являются «охраняемыми уголовным законом социальными ценностями» [7]. И это не единственное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором объектом преступления называются социальные ценности, охраняемые уголовным законом, в пример можно привести и постановление от 22.12.2015 года № 58 [6].
Тем не менее, суды нередко за объект преступления принимают предмет преступления, то есть элемент материального мира, на который направлено преступное посягательство, так, например, из двадцати пяти изученных и находящихся в свободном доступе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приговоров и постановлений судов общей юрисдикции было выявлено четыре судебных акта с неверно определенными объектами преступлений. Приговором Большеглушицкого районного суда Самарской области № 1-106/2020 от 13.11.2020 г. по делу № 1-106/2020 [11] объектом преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 158 УК РФ [14] была выделена собственность, вместо общественных отношений по обеспечению права собственности, включающих в себя вещные права владения, пользования и распоряжения имуществом. Постановлением Михайловского районного суда Рязанской области № 1-107/2020 от 29.07.2020 года по делу № 1-107/2020 [10] объектом преступления предусмотренного пунктом «з» частью 2 статьи 112 УК РФ [14] было выделено жизнь и здоровье человека вместо общественных отношений по обеспечению неприкосновенности здоровья человека. Приговором Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области № 1-436/2020 от 27.07.2020 года по делу № 1-436/2020 [12] объектом преступления, предусмотренного пунктом «б» части 6 статьи 171.1 УК РФ [14] были признаны доходы бюджета государства, а не общественные отношения по обеспечению установленного экономического и правового порядка, обеспечивающего нормальный оборот маркированных товаров и продукции. И наконец, Постановлением Заводоуковского районного суда Тюменской области № 1-209/2020 от 27.07.2020 года по делу № 1-209/2020 [9] объектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 УК РФ [14] были признаны потерпевший и интересы государства, а не общественные отношения по обеспечению нормальной деятельности органов государственной власти и его близких.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 16 % случаев судами неверно определяется объект преступления, последний иногда и вовсе подменяется предметом преступления, что свидетельствует о неправильном понимании их сущности. Неправильное определение объекта преступления влечет за собой ошибки в квалификации преступлений, неверное определение характера и степени общественной опасности и смешение совершенного деяния со смежными, например, как в случае с пунктом «б» части 2 статьи 105 и статьи 317 УК РФ [14].
Для того чтобы верно понимать что собой представляет объект преступление и в чем его отличие от предмета преступления, необходимо исследовать их признаки и специфику. Само определение объекта преступления содержит в себе три основных признака:
1. общественные отношения;
2. охранение законом;
3. причинение вреда либо угроза его причинения.
В свою очередь В.Ю. Шевченко, определяет объект преступления как «общественные отношения, которым причиняется вред» [16] и не менее справедливо, но не так обстоятельно выделяет из вышеуказанной трактовки следующие признаки объекта преступления:
1. сам объект (обязательный признак);
2. предмет (факультативный признак)
3. потерпевший (факультативный признак).
Важно, что преступление может быть беспредметным, то есть без физического воздействия на какой-либо материальный предмет, например, как в случае со статьей 240 УК РФ [14]. Это говорит о факультативности предмета преступления, тем не менее, если же в статье прямо указан предмет преступления, то он становится обязательным признаком при квалификации преступлений по предмету посягательства, например, как в случае со статьей 139 УК РФ [14], где предметом преступления выступает жилище. Однако, как уже было замечено ранее, преступлений, не посягающих на какой-либо объект, не существует. Кроме того, предмет, на который направлено преступное посягательство, может быть не один, например, как в случае со статьей 138 УК РФ [14], где предметом могут выступать сведения, содержащиеся в переписке и\или общие сведения о совершении такой переписки. Так же и в случае с несколькими объектами преступления, последнее может являться многообъектным в силу многообразия причиненного вреда преступления. Так, под многообъектными преступлениями обычно понимаются преступления, вред от которых наносится сразу нескольким общественным отношениям, одно из которых – основной объект. Например, из статьи части 1 статьи 162 УК РФ [14] следует, что основным объектом преступления являются общественные отношения по обеспечению собственности, включающие в себя вещные права владения, пользования и распоряжения имуществом, а дополнительным – здоровье потерпевшего. Если же обратиться к части 3 статьи 162 УК РФ, то в данном случае многообъектность пополняется еще одним объектом – проникновением в жилище. Вообще многообъектность преступлений имеет много видов, в зависимости от количества объектов, их содержания, их связи и их закрепления в уголовном законодательстве.
Вышеуказанное определение не является единственным в уголовно-правовой доктрине, так как до сих пор не выработано образцовое понимание данного термина и потому, следует сделать вывод, что изучение многообъектных преступлений необходимо для выработки критериев отнесения преступлений к многообъектным и как верно помечает Е.Н. Карабанова «отсутствие исследований по вопросам квалификации многообъектных преступлений отрицательно сказывается на следственной и судебной практике, приводит к различной квалификации сходных по конструкции преступлений как следствие, - к неправильному применению норм уголовного права» [3, с. 6].
Таким образом, взаимосвязь объекта преступления и предмета преступления выражается в том, что посредством воздействия на предмет преступления лицо наносит вред объекту преступления.
Что касается классификации объектов преступлений, то важно отметить, что традиционно в уголовно-правовой науке выделяют две классификации объектов преступления: «по вертикали» и «по горизонтали». Так, к первой классификации относят общий, родовой (включая видовой) и непосредственный объекты преступлений.
Под общим объектом преступления понимаются выделенные в статье 2 УК РФ [14] законодателем отдельные категории объектов преступлений. Название родового и видового объекта преступления так же говорит за себя, под родовым объектом преступления понимается совокупность однородных общественных отношений, охраняемых уголовным законом, которые обособлены разделами УК РФ [14], а под видовым объектом преступления понимается подгруппа родового объекта преступления, то есть совокупность однородных общественных отношений в рамках одной главы УК РФ [14], например, родовым объектом всех преступлений против личности являются общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность прав и свобод личности, а видовым объектом главы 16 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие и охраняющие право на неприкосновенность жизни и здоровья [14]. А из самого наименования непосредственного объекта преступления следует, что это конкретное благо, которому вследствие преступления наносится ущерб, например, в случае с частью 1 статьи 105 УК РФ при убийстве вред наносится непосредственно жизни потерпевшего лица.
В свою очередь ко второй классификации относят непосредственный, дополнительный и факультативный объекты преступлений. Сущность определения непосредственного объекта преступления от смены классификации остается неизменной. Под дополнительным объектом понимается не составляющее суть преступления посягательство на общественные отношения, находящиеся под защитой уголовного законодательства, например, дополнительным объектом преступления, предусмотренного статьей 185 УК РФ [14] являются права и интересы граждан, организаций и государства. А под факультативным объектом преступления понимается изменчивое общественное отношение, которое может либо нарушаться, либо не затрагиваться вовсе, например, при совершении преступления, предусмотренного статьей 213 УК РФ [14] здоровье человека может подвергнуться опасности, а может и нет.
Подводя итоги по проделанному исследованию, следует сделать вывод, что проблема определения объекта преступления является весьма актуальной. Было выявлено, что под объектом преступления обычно понимаются «общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым в результате совершения преступления причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда» [15], такое определение не является исчерпывающим, в научных кругах сформулированы и иные концепции понимания объекта преступления, что положительно повлияло на развитие общей теории объекта преступления.
При проведении исследования было выявлено, что суды нередко за объект преступления принимают предмет преступления, так, в 16 % случаев судами неверно определяется объект преступления. Для исключения подобных ошибок была предпринята попытка разграничения предмета преступления и объекта преступления, были выделены их признаки и специфика, и был сделан вывод о том, что взаимосвязь объекта преступления и предмета преступления выражается в том, что посредством воздействия на предмет преступления лицо наносит вред объекту преступления.
Кроме того, обстоятельно были рассмотрены классификации объектов преступлений, которые подразделяются на два вида: классификация «по вертикали» и классификация «по горизонтали», безусловно, данные классификации не являются единственными, так как существуют классификации, выдвинутые еще до принятия УК РФ[14], тем не менее, они считаются наиболее распространенными.