Статья:

Особенности семейного бизнеса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кузнецова И.А., Савин М.И. Особенности семейного бизнеса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 3(24). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31591 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности семейного бизнеса

Кузнецова Инга Алексеевна
студент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», РФ, г. Саратов
Савин Мирослав Игоревич
студент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», РФ, г. Саратов

 

Развитие малого и среднего бизнеса – основа укрепления благосостояния любого государства. В этом можно убедиться на примере Америки, Италии, Бразилии, Китая, где на долю малого и среднего бизнеса приходится более 50% [2, с 177-181].

Обычно фирму создают люди, находящиеся в дружественных или хотя бы приятельских отношениях. Ведь в таких отношения уже налажены межличностные контакты, люди знакомы и могут доверять друг другу. Хотя достаточно часто фирмы создаются членами семьи, близкими либо дальними родственниками. В мировой терминологии такие фирмы получили название «семейный бизнес» или «семейная фирма».

Стоит заметить, что именно семейный бизнес является одной из старейших формой организации бизнеса [1]. Особенность данных фирм в том, что бизнес и собственный капитал компании передаются по наследству. Существует ещё несколько моментов: в отличии от обычной фирмы, главной целью которой является получение прибыли, семейный бизнес основан на получении эмоций от совместной деятельности. Равноправие также является основой в семейных фирмах, а власть основана на порядке рождения.

Результативность семейного бизнеса по отношению к корпоративному обусловлена рядом преимуществ:

1. Приоритет семейных ценностей. В корпоративных компаниях к ценностям достаточно часто относятся как к формальностям, при этом не все члены фирмы разделяют и поддерживают их. Поэтому отношения строятся на контроле основных экономических показателей: прибыль, расходы и т.д. А основной задачей управления становится повышение прибыли, акционерной стоимости компании и росте дивидендов. В семейном бизнесе не отказываются от задач корпоративных предприятий, а лишь дополняют их: нацеленность на обеспечение устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

2. Ориентация на долгосрочное развитие. Как уже говорилось ранее: важной задачей семейной фирмы является нацеленность на больший горизонт планирования по сравнению с корпоративной фирмой: 5-10 лет (а то и меньше) против поколения (ведь владельцы мечтают передать своё дело наследникам).

3. Стабильность в составе сотрудников. В семейной фирме практически отсутствует «текучка кадров».

4. Общность интересов. Сотрудники семейного бизнеса отождествляют свои интересы с интересами фирмы.

5. Передача знаний. Информация и знания передается из поколения в поколение, подкрепляясь опытом старших членов семьи. В корпоративной фирме сотрудники сменяют один другого и поэтому новичкам некоторые особенности работы приходится узнавать с нуля, что может затормозить работу всей компании.

6. Высокая репутация. В семейных фирмах она основана на многолетней работе, на уверенности потребителя в качестве той или иной продукции, проверенной временем.

Однако, как и у всего, у семейного бизнеса есть свои слабые стороны. Некоторые из них схожи с проблема корпоративных компаний: недостаточность финансирования, макроэкономические проблемы, спад данного сектора рынка и пр.). Но есть ряд проблем, свойственные только семейным фирмам:

1. Сложность планирования на длительную перспективу. Это проблема является основной в вопросе преемственности поколений. Как показывает статистика менее 30% семейного бизнеса выживает при переходе от первого поколения собственности ко второму, и только 14 % семейного бизнеса остаются в семье более 60 лет.

Таким образом, не только развитие компании должно быть тщательно спланировано, но и процесс преемственности не должен оставаться без внимания [2, с 177-181].

2. Неформальная форма общения. В семейных фирмах не уделяется должного внимания формализации общения, процедур ведения бизнеса. Это может привести не только к снижению производительности, но и к внутренним конфликтам.

3. Неизберательность. Процветания и крепкости фирмы невозможно добиться, если брать в команду родственников, которые не подходят для данной работы. Выбор сотрудников, так же как и в обычной фирме, должен быть основан на чётком понимании, что каждый член команды должен заниматься своим делом, а для этого необходимо соответствовать определённым условиям.

4. Проблемы пи разграничении семейных и деловых отношений.

Как показывает мировая практика, семейный бизнес может быть успешен практически в любой отрасли. И ведь не только малый и средний бизнес может быть семейным, есть примеры холдингов и корпораций, где бразды правления принадлежат семье, а работают наёмные сотрудники: например, семьи Ко и Ли из Южной Кореи, управляющие LG Group и Samsung Group, соответственно. В России примером такого семейного бизнеса может являться Промсвязьбанк (братьев Ананьевых), Трансаэро (супругов Плешаковых), «Лаборатория Касперского» (Натальи Касперской и ее бывшего супруга, Евгения Касперского) [5].

Т.к. в законодательстве стран нет четких характеристик семейного бизнеса, сложно составить и точную статистику данной формы предпринимательства, однако примерные данные показывают, что мировым лидером по количеству семейных фирм, существовавших более одного поколения, является Великобритания, семейные фирмы которой занимают почти четверть и списке старейших семейных фирм мира. На втором месте – Франция, затем Италия, Германия, Япония [4]

Стоит заметить, что семейные компании опережают несемейные по прибыли. Жозе Мануэл Баррозу (бывший председатель Европейской комиссии) говорил о семейном бизнесе, как о чрезвычайно важном явлении для Европы, ведь они вносят большой вклад в объём европейского ВНП и занятость населения. Также он отмечал инноваторские качества семейного бизнеса и возможность его долгосрочной перспективы. Стоит заметить, что в странах Евросоюза доля таких предприятий составляет 50%, в США – немногим более 95%, в Латинской Америке – 65-90%. [3]

В заключении стоит отметить: при создании и работе семейного бизнеса для каждого его члена на первом месте должна стоять личная ответственность за все успехи и поражения общего дела, а не привилегированность положения в компании или иные личные корыстные цели. Основатель знаменитой западной династии бизнесменов Генри Форд говорил: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им прочно обосноваться. Всегда поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».

 

Список литературы:
1. Гирилюк В.Ю. СЕМЕЙНЫЕ КОРПОРАЦИИ / В.Ю. Гирилюк, А.С. Шишкина, В.В. Дранишникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42).
2. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития. Изд-во Молодой ученый, 2012. №4. 177-181 с.
3. В России заработает семейный бизнес [Электронный журнал] // Международная юридическая компания – URL: http://www.law-russia.ru/news/v-rossii-zarabotaet-semeynyy-biznes/ (Дата обращения: 28.01.2018)
4. Нефедов Ю.В. Обзор старейших семейных компаний мира [Электронный журнал] // Группа компаний НИСИПП – URL: http://www.familybusinessmagazine.com/oldworld.html (Дата обращения: 27.01.2018)
5. Семейный бизнес: когда семья – самый надежный партнер [Электронный журнал] // Turboseo – URL: https://turboseo.net.ua/blogue/family_business.htm