Статья:

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Курович М.В. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126710 (дата обращения: 27.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ЖИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Курович Марина Владимировна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Большинство вопросов местного значения тесно связаны с социальной инфраструктурой муниципального района, повышением уровня жизнедеятельности населения, что подтверждает высокую значимость социальной инфраструктуры для социально-территориальной общности людей.

Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым наделено статусом муниципального района Законом Республики Крым от 05 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» [1].

Эффективное функционирование системы социальной защиты малоимущих жителей в Красноперекопском районе направлено на предоставление мер социальной поддержки, социальных гарантий и выплат в полном объеме и в доступной форме с учетом адресного подхода, а также предоставление социальных услуг в соответствии с установленными стандартами.

С учетом специфики региона в Красноперекопском районе сформирована двухуровневая модель управления системой социального обеспечения граждан:

- государственный уровень, на котором полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, которое является уполномоченным органом исполнительной власти республики в сфере предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан. Министерство в пределах полномочий организует социальное обслуживание граждан через сеть подведомственных и территориальных учреждений;

- муниципальный уровень представляют органы социальной защиты населения администрации муниципального района.

В Красноперекопском районе действует широкий спектр мер социальной поддержки, направленных на повышение жизненного уровня социально незащищенных категорий граждан.

Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (на 2023 г. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 13 944 руб.; детей - 14 846 руб.).

В соответствии с законодательством Республики Крым семьям с низкими доходами предоставляются:

- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в размере 50% - 7 423,00 руб.; 75% - 11 134,50 руб.; 100% - 14 846,00;

- пособие на ребенка, одинокой матери и пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, в размере 3 498,00 руб.;

- денежная компенсация затрат на приобретение школьной формы детям из числа многодетных семей в размере 4 197,60 руб.;

- ежемесячная денежная выплата для приобретения социально значимых сортов хлеба в размере 572,72 руб. в течение 12 месяцев;

- государственная социальная помощь малоимущим семьям и одиноко проживающим малоимущим гражданам, которая выплачивается в течение 6 месяцев и др. [4]

Администрация Красноперекопского района семьям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляет помощь на основании социального контракта. В соответствии с условиями социального контракта орган труда и социальной защиты населения обязуется осуществить выплаты, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Предлагаемые мероприятия:

а) по поиску работы (профессиональное обучение, стажировка, - размер государственной помощи с 1 июня 2022 составил от 7 358,5 руб. до 30000 руб.; поиск работы и трудоустройство – 14 717 руб. ежемесячно на протяжении четырех месяцев при условии трудоустройства на постоянное место работы);

б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (с регистрацией в налоговом органе в качестве ИП; размер помощи с 1 июля 2022 составил не более 350 000 руб.);

в) по ведению личного подсобного хозяйства (с регистрацией в налоговом органе в качестве самозанятого; размер помощи с 1 июля 2022 не превышает 200 000 руб.).

В 2022 году мерой государственной поддержки – заключение социального контракта воспользовались 39 семей Красноперекопского района, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Наибольшее количество заключенных социальных контрактов в вышеуказанном периоде по мероприятию поиск работы и трудоустройство - 19 чел.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта является стимулом для открытия собственного дела в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица с учетом предпочтений, знаний и опыта, которое обеспечит малоимущей семье не только выход из трудной жизненной ситуации, но и поддержание достаточного уровня доходов.

К числу основных принципов социальной защиты относится принцип адресности, который в современных условиях приобретает особенное значение.

Цель принципа адресности состоит не в идее охватить всех и каждого системой мер социального обеспечения, а напротив, не допустить, исключить возможность включения в категорию нуждающихся лиц тех, кто в действительности не нуждается и в состоянии иметь собственный источник средств к существованию.

В Красноперекопском районе с целью:

- повышения эффективности и усиления адресной направленности мер социальной поддержки граждан;

- повышения благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан;

- повышения уровня и качества социального обеспечения пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других социально-незащищенных категорий граждан, - утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка граждан Красноперекопского района» (далее – Программа) [2]. Срок реализации программы 2018-2025 годы.

Основные задачи данной Программы:

- обеспечение доступности и повышение качества предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения;

- повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Целевыми показателями (индикаторами) Программы должны стать:

- количество мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан;

- доля граждан, пользующихся мерами социальной поддержки, из общего числа граждан, обратившихся за получением мер социальной поддержки.

Функционирование системы социальной защиты населения Красноперекопского района оказывается недостаточно результативным, в том числе с позиции повышения уровня и качества жизни граждан преклонного возраста, инвалидов, других категорий, в отношении которых законодательством установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной защиты.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать вследствие увеличения рождаемости, сопровождающейся увеличением численности детей, и необходимостью стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации, что потребует увеличения объемов социальной поддержки семьи и детей.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки также будет возрастать вследствие старения населения. Это потребует увеличения объемов социальных услуг, предоставляемых гражданам преклонного возраста, и соответствующего увеличения расходов на их финансирование.

Важным показателем эффективности работы администрации Красноперекопского района являются достигнутые результаты по реализации муниципальных программ. Ежегодно готовится сводный годовой комплексный отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ Красноперекопского района Республики Крым. Как правило, реализация программ направлена на достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

В 2022 году Программой предусмотрена реализация 10 мероприятий, выполнено - 10, что составляет 100 % исполнения запланированных мероприятий.

Оценка эффективности реализации муниципальных программ Красноперекопского района основана на совокупной оценке по 4 критериям:

- выполнение планируемых объемов финансирования;

- степень выполнения программных мероприятий; достижение целевых индикаторов Программы;

- оценка организации управления и контроля за ходом реализации Программы [3].

Оценка эффективности реализации муниципальной программы «Социальная поддержка граждан Красноперекопского района» за 2022 год составила 18,4 балла.

По каждому критерию установлен весовой балл и определены показатели, в соответствии с которыми осуществлена оценка. Рассчитанное значение интегральной (результирующей) оценки сопоставляется с приведенными значениями для комплексной оценки эффективности Программы и выработки рекомендаций по ее дальнейшей реализации (таблица 1) [3].

Таблица 1.

Значения интегральной (результирующей) оценки эффективности реализации Программы

Численное значение интегральной (результирующей) оценки К в баллах

Качественная характеристика интегральной (результирующей) оценки эффективности реализации Программы

К >= 18

эффективность Программы высокая

12 =< К < 18

эффективность Программы умеренная

6 =< К < 12

эффективность Программы удовлетворительная

К < 6

эффективность Программы низкая

 

Максимально возможное количество баллов 20.

Результаты оценки эффективности реализации Программ используются для их ранжирования по интегральной (результирующей) оценке. На основе оценки эффективности реализации Программ сформирован рейтинг реализации Программ Красноперекопского района за 2022 год.

Исходя из этого, муниципальная программа «Социальная поддержка граждан Красноперекопского района» за 2022 год имеет высокий уровень эффективности реализации Программы, что является подтверждением эффективной работы администрации Красноперекопского района.

Анализ работы администрации Красноперекопского района выявили:

- несвоевременное внедрение в деятельность социальных служб информационных технологий, что определяет устаревший распределительный характер социальной поддержки населения;

- построение организационных структур по категориальному принципу, что приводит к отсутствию комплексности и целостности системы социальной защиты, ориентированности мер социальной поддержки и социального обслуживания лишь на определенные группы населения;

- отсутствие в структуре органов управления подразделений мониторинга мер социальной поддержки, информационно-аналитических служб, не позволяет регулировать приоритеты отрасли, принимать меры упреждающего характера. Деятельность в разрозненном информационном пространстве, отсутствие банка данных всего населения становится причиной дублирования мер социальной поддержки, неэффективного расходования бюджетных средств.

Целесообразным представляется проведение инвентаризации мер социальной поддержки; объединение мер, направленных на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей; приведение статистического учета по мерам социальной поддержки к международным стандартам.

 

Список литературы:
1. Закон Республики Крым от 05.06.2014 № 15-ЗРК (ред. от 25.08.2021) «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» // Крымские известия. - 2014. - № 118-119.
2. Постановление администрации Красноперекопского района от 21.08.2017 № 277 (ред. от 21.12.2022) «Об утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка граждан Красноперекопского района» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2023)
3. Постановление администрации Красноперекопского района от 24.02.2015 № 38 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ и муниципальных ведомственных целевых программ» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2023)
4. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mtrud.rk.gov.ru/ (дата обращения: 11.05.2023)