Статья:

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК МЕРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Хаджимова Р.В. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК МЕРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/155687 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК МЕРА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Хаджимова Радима Владимировна
магистрант Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Параскевов Игорь Федорович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры правовых дисциплин Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Кредитные организации в современном мире выступают в качестве одного из играющих важную роль участников экономических отношений, ключевого звена функционирующей в том или ином государстве банковской системы. В связи с тем, что банковская деятельность характеризуется высокой общественной ценностью и специфическими особенностями ее содержания, государству постоянно приходится поддерживать платежеспособность кредитных организаций. Одной из целей реализуемой государством правовой политики в сфере несостоятельности (банкротства) кредитных организаций является разработка и применение широкого круга возможных мер по предупреждению на ранних этапах их несостоятельности (банкротства).

В ст. 189.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [2] установлено, что до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в досудебном порядке реализуется ряд мер по предупреждению банкротства, в том числе ее финансовое оздоровление. Сущность финансового оздоровления состоит в том, чтобы восстановить платежеспособность кредитной организации, расчеты по кредиторской задолженности до возбуждения дела о признании должника банкротом. Условием ее применения является наличие возможности восстановления финансового состояния кредитной организации.

Финансовое оздоровление как особая мера по предупреждению банкротства кредитных организаций отличается от иных реализуемых в судебном порядке мер по восстановлению платежеспособности, применяемых к другим признанным банкротами организациям. А.Ю. Самохвалова приходит к выводу, что целью финансового оздоровления кредитной организации является самостоятельное преодоление текущих трудностей, которое направлено на раннее предупреждение банкротства и сохранение максимальной удаленности от риска банкротства. При этом кредиторы принимают пассивное участие в данном процессе, а публично-правовые институты наблюдают за ним [5, с. 28].

Финансовое оздоровление кредитной организации характеризуется экономико-правовой природой, анализ которой позволяет прийти к выводу о том, что воздействие на финансовое положение кредитной организации носит преимущественно корректирующий (предупредительный), а не восстанавливающий характер. Одной из основных задач финансового оздоровления кредитной организации является стимулирование ее на аккумулирование своих собственных внутренних резервов для того, чтобы восстановить платежеспособность и удовлетворить имеющиеся к ней требования. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что финансовое оздоровление кредитной организации позволяет ей действительно выйти из сложившейся кризисной ситуации, полностью погасить кредиторскую задолженность и возвратить устойчивую экономическую позицию.

В соответствии со ст. 189.14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры: 1) оказание финансовой помощи учредителями (участниками) и иными лицами; 2) изменение структуры активов и структуры пассивов; 3) изменение организационной структуры; 4) приведение в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала); 5) иные меры.

Оперативные задачи финансового оздоровления могут быть решены посредством эффективного использования ряда механизмов, характеризующихся гражданско-правовой природой: 1) перераспределение ресурсов внутри кредитной организации; 2) поощряющее кредитование клиентов; 3) обмен прав требования на иные блага (ценные бумаги, ликвидную недвижимость).

До недавнего времени специалисты выделяли два основных направления урегулирования финансовой нестабильности в банковской сфере, используемых в мировой практике: 1) банкротство кредитной организации и последующая ее ликвидация; 2) оказание ей государством финансовой помощи. В настоящий период времени все более популярным и распространенным становится новый механизм финансового оздоровления - bail-in, под которым понимается списание обязательств банка в целях увеличения его кредитоспособности, получения в дальнейшем доступа к финансам и, как следствие, увеличения своей ликвидности [6, с. 9]. В результате применения механизма bail-in пассивы кредитной организации трансформируются, кредитная организация занимается самооздоровлением. В РФ данная система мер пока не реализуется.

В соответствии со ст. 189.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1] Банк России вправе направить в адрес кредитной организации требование об осуществлении ею мер по финансовому оздоровлению, в котором должны быть указаны причины его направления и рекомендации о формах и сроках осуществления соответствующих мер. Руководитель кредитной организации в течение пяти дней с момента получения указанного требования обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) с ходатайством об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению и (или) о ее реорганизации. Банк России в целях предупреждения банкротства кредитной организации вправе направить предложение об участии Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в осуществлении соответствующих мер или урегулировании ее обязательств. Для этого в кредитную организацию направляются представители ЦБ РФ и АСВ, которые на основании проведенного ими анализа ее финансового положения решают вопрос о том, целесообразно ли приглашать АСВ участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства. Банк России своим указанием [3] определяет порядок проведения анализа финансового положения кредитной организации.

В ст. 189.10. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» закреплен перечень оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. Необходимым условием для применения мер финансового оздоровления кредитной организации является отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах. Банк России устанавливает форму плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В указанном плане в обязательном порядке должны содержаться: оценка финансового состояния кредитной организации; указание на формы и размеры участия ее учредителей (участников) и иных лиц в ее финансовом оздоровлении; меры по сокращению расходов на ее содержание; меры по получению дополнительных доходов; меры по возврату просроченной дебиторской задолженности, по изменению ее организационной структуры; срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и ее текущей ликвидности. Поводами к осуществлению мер по финансовому оздоровлению кредитной организации могут выступать: 1) ходатайство ее единоличного исполнительного органа; 2) требование ЦБ РФ. В результате применения финансового оздоровления кредитных организаций осуществляется предупреждение их несостоятельности (банкротства), обеспечивается стабильность банковской системы РФ. М.В. Леонов и В.М. Заернюк приходят к выводу, что краткосрочными выгодами финансового оздоровления являются сохранение доверия клиентов, функционирование рынка межбанковского кредитования, снижение ликвидационных издержек и сохранение фонда. Однако в отдаленной перспективе оно негативно сказывается на добросовестном и ответственном поведении как собственников и менеджеров, клиентов, надзорных органов [4, с. 11]. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что целью проводимой государством правовой политики в сфере финансового оздоровления кредитных организаций является расширение перечня юридических инструментов предупреждения их несостоятельности, стимулирование и поощрение реализации пруденциальных мер, своевременный контроль и надзор за восстановлением платежеспособности.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2024) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790; 12.08.2024, № 33 (Часть I), ст. 4971.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024) // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190; 12.08.2024, № 33 (Часть I), ст. 4994.
3. Указание Банка России от 12.07.2017 № 4464-У «О порядке и методике проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка» // Вестник Банка России. 11.08.2017. № 71.
4. Леонов М.В., Заернюк В.М. Финансовое оздоровление как инструмент регулирования банковской деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 25. С 11.
5. Самохвалова А.Ю. Механизм правового регулирования финансового оздоровления как мера предупреждения банкротства кредитной организации. М.: Проспект,2018. С. 28.
6. Храпова М.О. Понятие bail-in и его законодательное регулирование за рубежом // Предпринимательское право. Приложение Право и Бизнес. 2016. № 4. С. 9.