Статья:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАБЕРЕЖНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Колебиров К.С. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАБЕРЕЖНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126749 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАБЕРЕЖНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Колебиров Кирилл Сергеевич
студент, Самарский государственный технический университет, РФ, г. Самара

 

В этой статье рассматривается история, затронувшая городскую среду. Выучена типология, черта современных набережных. Определения, объяснения, организация и функциональное содержание набережной. Исключая набережную как главной элемент городской площади, исследуется воздействие экспозиции на городскую застройку. Варианты развития кропотливой уровневой реконструкции в мировой практике. Раскрывается потенциал современных набережных как новых достопримечательностей и точек притяжения.

С незапамятных времен города строились «на воде» — у рек, озер, морей, океанов. Вода занимает важное место в образе города. В связи с этим возникает идея общественного пространства между городом и водой, т.е. специально устроенное и заселенное побережье. Так создается набережная – место пребывания людей у воды с целью организации якорных стоянок, рыбной ловли и другого производства, а также купания, прогулок и любования. Ценность таких мест настолько высока, что города, как только они разбогатели и освободились от войн, тут же начинают украшать и благоустраивать берега рек и морей, создавать набережные различного типа - из каменных стен, многоуровневых террас, природных ландшафтов.

Набережная — сооружение, окаймляющее берег моря или реки. Набережная служит для придания берегу надлежащей формы, его укрепления, защиты от размыва, для удобного прохода и проезда по берегу (городские набережные), для швартовки судов непосредственно на территорию, облегчения перевалки грузов, а также трансфер пассажиров с берега на корабль и обратно (набережные гавани).

Проектирование городских набережных начинается на этапе создания генерального плана города. В составе проекта генерального плана города имеются части общих решений соединения городской территории с соседними крупными водоемами - морем, рекой, водохранилищем. Эти решения приведены в разделах разработки, транспорта, инженерной подготовки и обустройства.

Набережная должна соответствовать всему архитектурному целому застройки и как планировочная составляющая, и как объемная конструкция. Помимо выполнения своих функций по обустройству прибрежной территории и укреплению берегов, набережные также украшают город, часто решительно меняя его облик. Исходя из этого, необходимо проектировать городскую набережную как сооружение, объемно-планировочное решение, которое должно быть максимально тесно связано с окружающими сооружениями и планировкой прилегающих территорий.

В объемно-композиционном решении набережных необходимо учитывать, что они обеспечивают свободный доступ воды из соседних микрорайонов, а украшая центральные части города, представляют собой один из главных фасадов города.

При проектировании городских набережных на узких реках необходимо обеспечить тесную связь между обоими берегами реки. Эта связь достигается строительством мостов в определенном ритме, а также архитектурой самих набережных. Пространственная связь двух берегов достигается также за счет вертикального и многократного развития объемной композиции, своеобразного восприятия масштаба застройки и обустройства.

Набережная – ценнейшая рекреационная зона в любом городе, которая должна создавать благоприятные условия как для местного населения, так и для его гостей. Сегодня набережные играют значительную роль в поддержании экологического баланса и устойчивого развития городов. Рекреационное использование прибрежных территорий очень важно для городской среды, поскольку им отводится особая роль зон контакта природного и антропогенного ландшафта. Транзитные дороги «зеленые коридоры», которые ведут от жилых массивов и социальных центров к воде, создают условия для «проветривания» городской среды.

В большинстве городов России современное состояние и количество рекреационных зон не в полной мере удовлетворяет потребности населения. Проблема организации повседневных рекреационных и рекреационных пространств в местах постоянного проживания, отвечающих современным эстетическим, архитектурным, дизайнерским, строительным, экологическим и санитарным нормам, до сих пор остается актуальной проблемой. Прежде всего, обозначим функциональную структуру набережной. В зависимости от ландшафтно-территориальных условий набережные могут располагаться в различных средах: городской, природной, промышленной.

Каждая набережная прежде всего неотделима от водного пространства (водной поверхности). Это может быть река, озеро, пруд, канал и т.д. Мосты, причалы, ограждения бассейнов и другие элементы рекреационной инфраструктуры, предполагающие контакт с водой, могут располагаться непосредственно на поверхности воды. Каждая набережная имеет берег. Это часть дамбы вдоль границы водоема и суши.

Как правило, всегда организована транзитная зона. Это наиболее посещаемая территория вдоль берега или внешнего края набережной, которая используется для пеших и велосипедных прогулок, а также для проезда служебного транспорта.

Можно заметить центральную зону – это часть набережной с богатым функционалом. Здесь часто располагаются кафе, информационные павильоны, стойки проката спортивного инвентаря, различные площадки для активных развлечений и игр. Транспортные узлы и остановки общественного транспорта, как правило, должны располагаться вблизи центральной зоны. В центральной зоне также необходимо уделить должное внимание обустройству хозяйственной инфраструктуры: мест для мусорных баков, общественных туалетов и т.д. Частота размещения таких зон зависит от особенностей здания и окружающей среды. Рекомендуется устанавливать через каждые 400-500 м на набережных в городской черте и через каждые 1-1,5 км на набережных в природных зонах.

Ни одна современная набережная не обходится без организации различных зон отдыха. И чем больше разнообразия, тем лучше. Между центральными зонами набережной следует разместить зоны, повышающие функциональное разнообразие городской жизни, каждая из которых может предложить разные виды отдыха. Это могут быть зоны активного отдыха (например, площадки для песочного футбола или волейбола, теннисные корты, различные комплексы для занятий физической культурой на открытом воздухе, скейтпарки, танцевальные площадки и многое другое) и пассивного (например, площадки для загара, прогулочные дорожки). Расположение таких площадок вне центральной зоны может быть обусловлено их большими размерами или высоким уровнем шума.

Внешняя граница набережной разделяет саму набережную и окружающую ее территорию. Имеются автостоянки, остановки общественного транспорта, подходы к прибрежной территории. На границе центральной зоны может быть вход (например, в виде арки).

Безусловно, проект набережной предусматривает комплекс различных работ, направленных на обеспечение комфорта и безопасности жителей. Однако, как показывает практика, это в большей или меньшей степени учитывается при проектировании городских набережных.

Основное назначение зоны отдыха – создание комфортной пешеходной среды для отдыха, оздоровления и проведения свободного времени жителей как в будние, так и в выходные дни.

Комплексное благоустройство рекреационной зоны, а также размещенных на ней элементов обустройства обусловлена ​​особенностями типа набережной, на которой расположена рекреационная зона. Для пешеходной набережной главное требование – организация удобного велосипедного сообщения с обустройством пляжей и площадок для активного отдыха; совмещенная набережная имеет «разгрузку» с приоритетом пешеходов и велосипедистов; на транспортной насыпи необходимо изолировать пешеходную рекреационную зону от транспорта.

Обустройство пешеходной зоны в рекреационной зоне осуществляется в местах массовых потоков пешеходного движения.

Пешеходная зона рекреационной зоны предназначена для:

- организация пешеходного движения и пешеходной навигации;

– организация велопрогулок;

- обустройство мест кратковременного отдыха пешеходов и мест длительного отдыха;

- организация планировки территории, в том числе создание санитарно-защитной зоны;

- обустройство комфортной среды для пешеходов на территории набережной.

Размещение пешеходной зоны, ее длина и ширина, а также место в поперечном профиле рекреационной зоны определяются с учетом архитектурно-планировочного решения набережной и ее обустройства.

Благоустройство пешеходной зоны осуществляется с учетом требований по обеспечению доступности территории для всех групп населения, в том числе маломобильных. Для этого используются соответствующие покрытия, а также организуются съезды в местах изменения вертикальной разметки элементов планировочной структуры территории. Некапитальные объекты, в свою очередь, должны располагаться с учетом полосы движения маломобильных групп населения.

Устройство архитектурно-художественного освещения пешеходной зоны рекреационной зоны осуществляется в соответствии с требованиями раздела «Пешеходная зона» главы «Линейный участок». Для архитектурного и художественного освещения используется различное оборудование.

Сегодня, как никогда, большое внимание уделяется созданию комфортной городской среды. Среда, в которой горожанин проводит большую часть своей жизни, и которая оказывает серьезное влияние на поведение и жизнедеятельность человека. Учитывая, что комфортность городских территорий зависит от функциональной организации архитектурной среды, следует подчеркнуть актуальность данной темы.

При проектировании необходимо применять передовые экологические технологии с обязательным соблюдением требований и норм водоохранных зон. Формирование функциональных зон должно производиться с учетом пешеходных и транспортных связей. Во всех условиях необходимо учитывать необходимость насыщения функциональным разнообразием городских рекреационных и общественных пространств. Также при благоустройстве набережной необходимо помнить об обязательной организации условий без барьерной среды, доступной для всех групп населения.

Кроме того, одним из ключевых требований к проектированию набережной является соблюдение исторически сложившихся принципов создания гармоничной, единой, целостной архитектурно-дизайнерской среды. Композиционные решения, безусловно, могут отвечать современным тенденциям, но в то же время подчеркивать принадлежность к определенному историческому контексту городской территории.

В заключение следует подчеркнуть, что любое формирование и преобразование городских общественных рекреационных зон набережных должно иметь продуманную стратегию планомерного, поэтапного осуществления строительства и благоустройства прибрежных территорий.

 

Список литературы:
1. Долгун А. И., Меленцова Т. Б. Строительные конструкции. Учебник; Академия - М., 2013. - 432 c.
2. Основы проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений. Учебное пособие; МГСУ - М., 2015. - 492 c.
3. Экономика строительства. Учебник; Высшая школа - М., 2016. - 424 c.