ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности культурно – гигиенических навыков у детей с умственной отсталостью.
Ключевые слова: умственная отсталость, культурно – гигиенические навыки, самообслуживание, трудности овладения навыками, отказ от выполнения, помощь взрослых, рекомендации Г.А. Урунтаевой.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков (КГН) у дошкольников с нарушением интеллекта всё чаще стала привлекать внимание педагогов и исследователей. Л.Б. Боряева, Р.С. Буре, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, А.В. Мудрик и др. отмечают, что отставание в формировании культурно-гигиенических навыков сказывается на развитии различных видов деятельности, здоровье и личности ребенка с нарушением интеллекта, что приводит к замедлению темпа развития, социальной дезадаптации и снижает потенциальные возможности дошкольника.
Актуальность проблемы продиктована трудностями овладения социально значимыми навыками детей с нарушением интеллекта. Это дети, у которых вследствие органического поражения нервной системы отстают от нормы физическое развитие, познавательное и все высшие психические функции. Самостоятельно культурно-гигиенические навыки у детей с нарушением интеллекта не формируются, а если формируются, то их темпы по сравнению с нормой будут значительно задержаны.
Отклонения в формировании культурно-гигиенических навыков в условиях интеллектуальной недостаточности вызывают у детей негативные реакции поведения, отказ от выполнения режимных процессов, неумение следить за внешним видом, отставание в личностном развитии, приводят к дезориентации в окружающем пространстве.
Для изучения уровня сформированности КГН у детей с умственной отсталостью был проведён эксперимент.
Для достижения цели и решения задач исследования мы использовали следующие методики:
Методика 1. «Изучение сформированности навыков самообслуживания» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Методика 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Методика 3. Технология «Формирование трудовых и культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития», разработанную Мельниковой В.А., Юрковец В.В., Кисляковой Н.Ю.
В ходе проведенного нами практического эксперимента мы апробировали элементы культурно-деятельностной методики, которые были выделены авторами.
В своем исследовании мы адаптировали данную технологию с учетом целей исследования и контингента дошкольников. Самостоятельно приобрести социальный опыт дети с нарушениями интеллекта не могут в силу специфичности своего развития: нарушения тонкой и мелкой моторики, мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия речевой инструкции в силу слуховых, интеллектуальных нарушений, искаженного восприятия предметов и т.д.
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 13 компенсирующего вида».
В эксперименте приняли участие 6 детей разновозрастной группы дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Диагностическая таблица формируемых навыков по самообслуживанию включает четыре направления:
- гигиена тела,
- культурно-гигиенические навыки во время приема пищи,
- культурно-бытовые навыки,
- трудовые навыки;
В ходе анализа календарного плана работы в МКДОУ, мы выявили, что специальной регулярной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей не ведется. Формирование некоторого количества культурно-гигиенических навыков осуществляется на занятиях и в режимных моментах в рамках таких тематических блоков, как Посуда, Зимняя одежда и др.
Таблица 1.
Результаты эмпирического исследования
№ п/п |
Формируемый навык |
Имя ребенка |
||||||
Милена |
Махина |
Савелий |
Дарья |
Даня |
Иван |
ИТОГО |
||
1 |
Полотенце |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
2 |
Мытье рук |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
3 |
Мытье лица |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,3 |
4 |
Умение причесываться |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Умение пить из чашки |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
6 |
Умение пользоваться ложкой во время еды. |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
7 |
Умение надевать шапку |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Умение надевать шарф |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Умение надевать верхнюю одежду |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
10 |
Умение снимать шапку |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0,5 |
11 |
Умение снимать шарф |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Умение снимать верхнюю одежду |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
Знание последовательности надевания одежды |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
Знание последовательности раздевания одежды |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 |
Знание маркировки своего места |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,8 |
Как следует из таблицы 1, результат диагностики показал, что дети экспериментальной группы еще не освоили многие культурные навыки. Дарья не может обходиться без посторонней помощи. Милена, Махина, Даня всегда полагаются на помощь взрослого. Савелий чаще всего отказывается выполнять заданную задачу.
Дети затрудняются при необходимости надевать шапку, надевать шарф, надевать верхнюю одежду, снимать верхнюю одежду. Ребята не знают последовательности надевания и раздевания одежды.
Умение причесываться также является несформированным навыком самообслуживания.
Рисунок 1. Результаты эмпирического исследования
Как мы видим на рисунке 1, наименьшее затруднение у детей вызывает: нахождение своего полотенца, мытье рук, умение пить из чашки, умение пользоваться ложкой, умение снимать шапку, знание маркировки.
Проанализировав все результаты можно утверждать, что в целом наблюдается картина, при которой дети значительно отличаются по уровню сформированности навыков. В ходе бесед с воспитателем, мы выяснили, что у детей с наиболее качественными показателями сформированности культурно-гигиенических навыков посещают дополнительные занятия в различных учреждениях и родители принимают активное участие в формировании и закреплении культурно-гигиенических навыков. Наибольший уровень сформированности культурно-гигиенических навыков выявлен по показателям «нахождение полотенца, пользование столовыми приборами». Относительно высок уровень сформированности таких навыков, как мытье рук и знание маркировки своего места, на наш взгляд, это связано с высокой повторяемостью использования этих навыков. Наименьший уровень сформированности навыков мы наблюдали по показателям: «умение причесываться» и «знание последовательности раздевания одежды». Мы считаем, что эти навыки дошкольники используют наиболее редко.