Статья:

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мартынова Е.А. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127214 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Мартынова Екатерина Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орел
Черниченко Ольга Федоровна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности культурно – гигиенических навыков у детей с умственной отсталостью.

 

Ключевые слова: умственная отсталость, культурно – гигиенические навыки, самообслуживание, трудности овладения навыками, отказ от выполнения, помощь взрослых, рекомендации Г.А. Урунтаевой.

 

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков (КГН) у дошкольников с нарушением интеллекта всё чаще стала привлекать внимание педагогов и исследователей.  Л.Б. Боряева, Р.С. Буре, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, А.В. Мудрик и др. отмечают, что отставание в формировании культурно-гигиенических навыков сказывается на развитии различных видов деятельности, здоровье и личности ребенка с нарушением интеллекта, что приводит к замедлению темпа развития, социальной дезадаптации и снижает потенциальные возможности дошкольника.

Актуальность проблемы продиктована трудностями овладения социально значимыми навыками детей с нарушением интеллекта. Это дети, у которых вследствие органического поражения нервной системы отстают от нормы физическое развитие, познавательное и все высшие психические функции. Самостоятельно культурно-гигиенические навыки у детей с нарушением интеллекта не формируются, а если формируются, то их темпы по сравнению с нормой будут значительно задержаны.

Отклонения в формировании культурно-гигиенических навыков в условиях интеллектуальной недостаточности вызывают у детей негативные реакции поведения, отказ от выполнения режимных процессов, неумение следить за внешним видом, отставание в личностном развитии, приводят к дезориентации в окружающем пространстве.

Для изучения уровня сформированности КГН у детей с умственной отсталостью был проведён эксперимент.

Для достижения цели и решения задач исследования мы использовали следующие методики:

Методика 1. «Изучение сформированности навыков самообслуживания» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.

Методика 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Методика 3. Технология «Формирование трудовых и культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития», разработанную Мельниковой В.А., Юрковец В.В., Кисляковой Н.Ю.

В ходе проведенного нами практического эксперимента мы апробировали элементы культурно-деятельностной методики, которые были выделены авторами.

В своем исследовании мы адаптировали данную технологию с учетом целей исследования и контингента дошкольников.  Самостоятельно приобрести социальный опыт дети с нарушениями интеллекта не могут в силу специфичности своего развития: нарушения тонкой и мелкой моторики, мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия речевой инструкции в силу слуховых, интеллектуальных нарушений, искаженного восприятия предметов и т.д.

Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад № 13 компенсирующего вида».

В эксперименте приняли участие 6 детей разновозрастной группы дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Диагностическая таблица формируемых навыков по самообслуживанию включает четыре направления:

  • гигиена тела,
  • культурно-гигиенические навыки во время приема пищи,
  • культурно-бытовые навыки,
  • трудовые навыки;

В ходе анализа календарного плана работы в МКДОУ, мы выявили, что специальной регулярной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей не ведется. Формирование некоторого количества культурно-гигиенических навыков осуществляется на занятиях и в режимных моментах в рамках таких тематических блоков, как Посуда, Зимняя одежда и др.

Таблица 1.

Результаты эмпирического исследования

№ п/п

 

Формируемый навык

Имя ребенка

Милена

Махина

Савелий

Дарья

Даня

Иван

ИТОГО

1

Полотенце

1

1

1

0

1

1

0,8

2

Мытье рук

1

1

1

0

1

1

0,8

3

Мытье лица

0

1

0

0

1

0

0,3

4

Умение причесываться

0

0

0

0

0

0

0

5

Умение пить из чашки

1

1

1

0

1

1

0,8

6

Умение пользоваться ложкой во время еды.

1

1

1

0

1

1

0,8

7

Умение надевать шапку

0

0

0

0

0

0

0

8

Умение надевать шарф

0

0

0

0

0

0

0

9

Умение надевать верхнюю одежду

0

0

0

0

0

0

0

10

Умение снимать шапку

1

0

1

0

1

0

0,5

11

Умение снимать шарф

0

0

0

0

0

0

0

12

Умение снимать верхнюю одежду

0

0

0

0

0

0

0

13

Знание последовательности надевания одежды

0

0

0

0

0

0

0

14

Знание последовательности раздевания одежды

0

0

0

0

0

0

0

15

Знание маркировки своего места

1

1

1

0

1

1

0,8

 

Как следует из таблицы 1, результат диагностики показал, что дети экспериментальной группы еще не освоили многие культурные навыки. Дарья не может обходиться без посторонней помощи. Милена, Махина, Даня всегда полагаются на помощь взрослого. Савелий чаще всего отказывается выполнять заданную задачу.

Дети затрудняются при необходимости надевать шапку, надевать шарф, надевать верхнюю одежду, снимать верхнюю одежду. Ребята не знают последовательности надевания и раздевания одежды.

Умение причесываться также является несформированным навыком самообслуживания.

 

Рисунок 1. Результаты эмпирического исследования

 

Как мы видим на рисунке 1, наименьшее затруднение у детей вызывает: нахождение своего полотенца, мытье рук, умение пить из чашки, умение пользоваться ложкой, умение снимать шапку, знание маркировки.

Проанализировав все результаты можно утверждать, что в целом наблюдается картина, при которой дети значительно отличаются по уровню сформированности навыков. В ходе бесед с воспитателем, мы выяснили, что у детей с наиболее качественными показателями сформированности культурно-гигиенических навыков посещают дополнительные занятия в различных учреждениях и родители принимают активное участие в формировании и закреплении культурно-гигиенических навыков. Наибольший уровень сформированности культурно-гигиенических навыков выявлен по показателям «нахождение полотенца, пользование столовыми приборами». Относительно высок уровень сформированности таких навыков, как мытье рук и знание маркировки своего места, на наш взгляд, это связано с высокой повторяемостью использования  этих навыков. Наименьший уровень сформированности навыков мы наблюдали по показателям: «умение причесываться» и «знание последовательности раздевания одежды». Мы считаем, что эти навыки дошкольники используют наиболее редко. 

 

Список литературы:
1. Афанасьева Р.А. Инклюзивная образовательная среда и семья, их возможности в повышении качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Р.А. Афанасьева, О.В. Шелкунова // Педагогический имидж журнал. - Иркутск, 2017. - № 3 (36). - С. 88-101.
2. Афанасьева Р.А. Сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в целях повышения качества жизни/ Р. А. Афанасьева, В.И. Карпушенко // В мире научных открытий. – 2015. – № 9.1(69).  С. 96 – 105.
3. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Средняя группа. ФГОС ДО/ Учитель, 2020
4. Психолого-педагогическая оценка развития детей раннего возраста: метод. пособие для студентов высш. и сред. учеб.заведений, практ. психологов и специалистов дошк. учреждений / Ю.А. Афонькина ; Мурм. гос. пед. ин-т. - Мурманск : МГПИ, 2001. - 27 с.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
6. Баряева Л.Б. , Гаврилушкина О.П. , Зарин А.П. , Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: СОЮЗ , 2001г. - 320 с
7. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. – 2004. - 1. – С. 57 – 58. 
8. Гаврилушкина О.П. К вопросу об эстетическом воспитании в детском саду для детей с нарушением интеллекта // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.,1978. – С. 87 - 95. 
9. Гаврилушкина О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология. – 1987. – 5. – С. 48 – 53. 
10. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя . -- М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
11. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965. – 52 с. 
12. Давыдова С.И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1976. – 20 с. 
13. Дошкольная педагогика: Учеб.пособ.для студ.пед.ин-тов. В 2ч./Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1988. 270 с.
14. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с. 
15. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - 6. – С. 25 – 34. 
16. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. – 175 с. 
17. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). – М., 2000. – 96 с. 
18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2000. - 3. – С. – 66 – 78. 
19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Раздел «Здоровье» в программе коррекционно – развивающего обучении дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - 5. - С. -26 - 41. 
20. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002. - 4. - С. 19-25. 
21. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых). – М., 1977. – 33 с. 
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001, 2004. - 220 с. 
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 2001. – 144 с.; М.: Владос, 2005. - 207с. 
24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 208 с. 
25. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. – 1. – С.