СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ АВТОИНВЕСТ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ АВТОИНВЕСТ»
Холдинг представляет определенную систему как корпоративное объединение, формирующее свою структуру. В случае с холдингом элементами системы выступают компании, участвующие в холдинге, каждая из которых реализует конкретные задачи в пределах реализации стратегии, которая разработана холдингом. Возможность повышения эффективности бизнеса в результате холдинга и интеграции в единую систему в отдельных сферах деятельности является основным экономическим мотивом для присоединения владельцев бизнеса к холдингу [1, с. 41]. Учитывая особенности холдинга как объекта оценки предприятия, следует отметить, что только включение реорганизации бизнеса в комплексный и грамотный анализ структуры холдинга может способствовать созданию наиболее эффективной системы коммуникации с бизнес–подразделениями, формированию высокого уровня корпоративного управления и четкому определению целей, задач и стратегий каждого ведомства. Это приводит к возникновению определенных сложностей в оценке стоимости холдинговых структур.
Рассматривая оценку холдинга в целом, было отмечено, что в настоящее время применяется доходный подход к оценке, которая может проводиться двумя путями: оценка совокупного бизнеса холдинга на основе консолидированного баланса; оценка бизнеса холдинга как суммы отдельных объектов оценки бизнеса, входящих в группу. Однако следует отметить различные дополнительные эффекты, которые имеет холдинговая структура, влияющие, по нашему мнению, на ее стоимость.
Поскольку холдинг обладает рядом дополнительных преимуществ в сравнении с другими предприятиями, такими как: целостность (предопределяет относительную автономность и независимость от окружающей среды), интегративность, гибкость управления целенаправленность, мультипликативность, синергичность, эмерджентность, альтернативность путей развития и др., то представляется важным оценить положительное влияние положительных свойств холдингов на их стоимость [2, с. 35].
В силу того, что холдинг представляет собой совокупность различных компаний, то возникает и два направления в проведении оценки: оценка холдинга как единой структуры и оценка отдельных предприятий, входящих в холдинг [3, с. 66]. Так, предлагается следующий алгоритм оценки холдинга:
1. Оценка холдинга на основе консолидированного баланса на основе доходного подхода. Либо оценка бизнеса холдинга как суммы отдельных объектов оценки бизнеса, входящих в группу, на основе доходного подхода с применением сравнительного подхода (в зависимости от сроков функционирования холдинга: для вновь созданного – подойдет второй метод; для функционирующего некоторое время – можно применять оба метода).
2. Корректировка стоимости компании на коэффициент бюджетной эффективности.
3. Корректировка стоимости компании на коэффициент ускорения реализации проектов.
4. Корректировка стоимости компании на коэффициент снижения угроз компании (коэффициент рассчитывается экспертным методом на основе проведения количественной оценки SWOT–анализа).
В совершенствовании методики оценки холдинговых компаний, следует отметить два направления развития:
1. Совершенствование методики оценки для холдинговой структуры в целом.
2. Совершенствование методики оценки компании, входящей в холдинговую структуру.
Апробация результатов была проведена на основе ООО «Группа компаний Автоинвест», которая осуществляет деятельность в составе холдинга ООО «Автоинвест».
Проведенная доходных подходом оценка стоимости компании показала, что она составляет 148094,8 тыс. руб.
При выходе компании из холдинга отмечается снижение стоимости организации до 837017,5 тыс. руб. за счет отсутствия синергетического эффекта уменьшение стоимости составило 18420,5 тыс. руб., за счет потерь клиентов – на 22889,5 тыс. руб., за счет появления новых угроз – на 23077,3 тыс. руб.
Таким образом для оценки стоимости холдингов недостаточно рассчитать стоимость компании, входящей в холдинг, доходным подходом. Необходимо также учесть все те эффекты, которые компания получает, находясь в холдинге. Основным из них является синергетический эффект. Также следует учесть изменение количества покупателей продукции, рассмотреть новые угрозы и возможности компании.