Статья:

ФИНАНАСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Федотова А.Е. ФИНАНАСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128704 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИНАНАСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Федотова Анна Евгеньевна
студент, Сибирский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

FINANCIAL SECURITY OF THE STATE

 

Anna Fedotova

Student, Siberian Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье обозначена одна из главных современных проблем - финансовая безопасность. На сегодняшний день в условиях глобализации существуют как внутренние, так и внешние угрозы финансовой.

Abstract. The article identifies one of the main modern problems - financial security. Today, in the context of globalization, there are both internal and external financial threats.

 

Ключевые слова: государство, финансовая безопасность, факторы финансовой безопасности, безопасность, нестабильность,

Keywords: state, financial security, financial security factors, security, instability,

 

Финансовая безопасность-неотъемлемая часть финансовой деятельности государства. Сегодня одной из угроз государству является проблема легализации преступных доходов и финансирования террористической деятельности.

Финансовая безопасность государства является одним из ключевых аспектов национальной безопасности, кроме того, она составляет экономическую безопасность государства. Это понятие в упрощенном виде можно определить как совокупность институциональных решений, правового регулирования и саморегулирования, направленных на обеспечение финансовой стабильности государства. Стоит отметить, что финансовая безопасность государства строится не только государственными учреждениями. О его непоколебимой позиции заботятся и частные лица, которые своими действиями влияют на состояние финансовой безопасности государства [2].

Несмотря на активное развитие экономики и демократизацию политических процессов, существуют также риски, способствующие повышению уровня конкурентоспособности. В частности, главной проблемой является геополитическая близость к территориям, которые занимаются перевозкой наркотиков, контрабандой и где часто происходят террористические действия.

Кроме того, Россия является популярным пунктом для трудовых мигрантов. А они, в свою очередь, являются источником денежных переводов, требующих глубокого изучения и контроля со стороны государственных органов[6].

Основным средством борьбы с незаконным доходом и финансированием терроризма является финансовый мониторинг. Это явление только появилось в международной и российской практике. Основная задача финансового мониторинга- недопущение привлечения субъектов предпринимательства и финансовых институтов по сомнительным транзакциям, а также доведения финансовой информации до правоохранительных органов.

Понятие финансовой безопасности не является однозначным. Его можно рассматривать с точки зрения государства, физического лица, предприятия или финансового сектора.

Финансовая безопасность государства и финансового рынка Применяя это понятие к государству, оно может быть определено как совокупность правовых норм и саморегулирования, направленных на обеспечение финансовой стабильности и защиту интересов участников рынка, пользующихся услугами финансовых посредников, а также как совокупность учреждений, ответственных за контроль соблюдения этих правил и саморегулирования [3]. С другой стороны, это комплекс институциональных решений и правовых норм, направленных на защиту финансовой системы от дестабилизации.

Финансовая безопасность, согласно этому признанию, связана с необходимостью проведения мер финансовой стабилизации. С ним связаны два типа факторов: внутренний и внешний.

Внутренние факторы финансовой безопасности:

  • безопасность финансовых учреждений (финансово-экономическое состояние, система управления рисками);
  • безопасность финансовых операций (финансовая надежность контрагента, объект сделки, система расчетов);
  • безопасность сегментов финансового рынка (механизм функционирования данного рынка, поведение участников);
  • безопасность клиентов финансового рынка (информационная асимметрия, система защиты).

Внешние факторы финансовой безопасности - это, прежде всего, сеть финансовой безопасности государства, которая формируется следующими субъектами: правительствами (в лице министра финансов), центральными банками, учреждениями финансового надзора, системами андеррайтинга вкладов [5].

В макроэкономическом измерении финансовая безопасность означает стабильность рынка и денежную Эффективность конкретного государства. Об этом заботятся, прежде всего, государственные учреждения, контролирующие, например, банковский сектор или область рынка капитала. Целью государства является обеспечение максимально долгосрочного и стабильного экономического роста. Этот тип безопасности может быть нарушен патологическими явлениями, такими как коррупция, гиперинфляция или потеря способности выплачивать гарантированные государством пособия – например, пенсии или выплаты работникам в бюджетной сфере.

Меры против финансирования незаконных доходов и терроризма в России начали осуществляться после принятия Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ[1].. В соответствии с законодательством субъекты финансового мониторинга информируют уполномоченные государственные органы о подозрительных соглашениях. А комитет по финансовому мониторингу Минфина должен провести экспертизу по своей базе данных и принять решение в установленные сроки. Позже дело будет передано в Генеральную прокуратуру.

В 2020-2022 годах система финансового мониторинга в России по оценке была признана соответствующей международным стандартам. В 2022 году для страны необходимо пройти второй этап взаимной оценки. В рамках финансового мониторинга важно постоянно совершенствовать механизмы для обеспечения финансовой безопасности. Систематически совершенствуются такие действия, как идентификация потребителей, контроль операций, пресечение преступных доходов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/
2. Билялов А.И. Финансовая безопасность государства: сущность и современные угрозы// Билялов А.И.- В сборнике: Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в условиях информационной экономики. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 5.
3. Ватаева  М.О. Роль финансовой безопасности в обеспечении национальной безопасности государства// М.О. Ватаева  - Научный аспект. 2021. Т. 6. № 2.- С. 674.
4. Егоркина Т.А., Финансовая безопасность государства// Егоркина Т.А., Комлева А.А., Дектярёва А.М.- В сборнике: Морская стратегия и политика России в контексте обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития в ХХI веке. Сборник научных трудов. ФГБВОУ ВО «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова»; ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал). Севастополь, 2020. -С. 138.
5. Самойлова Л.К., Отдельные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства// Самойлова Л.К., Ольха А.А.- В сборнике: ганза: деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития. Материалы Международной научной конференции. Псков, 2020.- С. 225.
6. Гапоненко В.Ф.  Финансовая безопасность государства в системе экономической безопасности// Гапоненко В.Ф.- В сборнике: правовые и экономические аспекты обеспечения национальной безопасности. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020.- С. 55.